Новый модуль ректификации в JMC Calculator Читать далее

JMCForum

Всего создано: 536 обсуждений
Всего отвечено: 5359 сообщений

★  Выбрать другой раздел JMC

ДХАРМА. Все про Дхарму

Автор: Vasilisa
23 февраля 2020
4 ответа
1708 просмотров
Опубликовано: 23 февраля 2020 в 00:32 (Изменено)

Дхарма - это самое важное понятие не только в Джйотише и в Ведической философии, но и вообще всегда и везде. Я уже давно изучаю эту тему и с каждым разом понимаю, как же там тоже все непросто, как и со всем остальным в Ведах).

Дха́рма, дха́мма (санскр. धर्म dharma, пали धम्म dhamma «учение», «закон» и др.) — одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар или дхри dhṛ — «держать, поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0

Самый интересные трактовки Дхармы, которые нашлись, из Ведических, Буддийских, Джайнизских источников:

Дхарма (धर्म): - Термин Дхарма происходит от корня dhṛ, который означает питать, поддерживать, поддкреалять, защищать и так далее с помощью аффикса (придатка) человека. Таким образом, слово подразумевает то, что поддерживает и защищает творение дисциплинированным образом. В «Манусатхите» слово «дхарма» впервые встречается во второй шлоке первой главы. Здесь мудрецы обращаются к Ману как к Богу (бхагавану) и просят его объяснить знание дхармы, предназначенное для всех каст.

Законодатель определяет термин таким образом

«Это дхарма, которой следуют благочестивые люди, хорошо разбирающиеся в Ведах и попавшие в их сердца добродетельными, которые всегда освобождаются от ненависти и чрезмерной привязанности».


Дхармашастра (религиозный закон).

Автор смутививараны описывает пять видов дхармы или обязанности:

  1. «Варна-дхарма», «обязанности, связанные с кастой»;
  2. «Рама-дхарма», «обязанности, связанные с этапами жизни»
  3. «Варнашрама-дхарма», «обязанности, связанные с кастой и жизненным этапом»;
  4. «Наимиттика-дхарма», «Случайные обязанности»
  5. «Гуа-дхарма», «Обязанности, связанные с квалификацией».

Из них то, что происходит исключительно на основе касты и не учитывает возраст, стадию жизни или любые другие обстоятельства, называется «обязанностью, связанной с кастами»;


Одна ступень в Кали (истина), другие - это аскетизм, чистота и сострадание, которые исчезли...


Дхарма (धर्म). Джаимини определяет Дхарму как: кодана-лакшанах артхам дхармах (codaṇā-lakṣaṇaḥ arthaḥ dharmaḥ). «Дхарма - это то, что ведет к высшему общему благу (шрейи) и отличается ведическими наставлениями». Дхарма - это «правильная жизнь», определяемая практикой универсальной этики и личной морали. «Дхарма» не может быть познана эмпирическими средствами, такими как познание. Ее можно узнать только через интуицию или через безличный источник знаний. Проблема в том, чтобы полагаться на разум или интуицию, состоит в том, что люди придут к разным выводам о том, какова конечная природа «Добра». Есть бесконечные противоречия по большинству, если не по всем этическим вопросам, «экспертов», которые принимают ту или иную сторону. Следовательно, лучшим и наиболее универсальным источником Дхармы будет «безличный» источник, такой как Веды.

Дхарма - это тот акт, который предписан Ведами в его запретительных местах и который способствует счастью всех существ.


Дхарма (धर्म) - индуистское учение о священном законе или праведности; моральные и религиозные обязанности, предписанные для людей.


Дхарма (धर्म). В индийской традиции понятие ṛта (космический порядок) породило идею дхармы. Термин дхарма здесь не означает просто религию; это означает долг, обязанность и праведность. Это целый образ жизни, в котором этические ценности считаются высшими, и каждый должен выполнять свой долг в соответствии со своим социальным положением и положением в жизни. В буддизме используется слово дхамма, которое является палийским эквивалентом санскритского слова дхарма. Руководящие принципы и правила относительно того, что считается подходящим поведением для людей, прописаны в Дхарма-шастрах. Это социологические тексты, которые рассказывают нам о наших обязанностях и обязанностях как отдельных лиц, так и членов общества.

Концепция добра и зла является основой Махабхараты, которая подчеркивает, среди прочего, ценности ненасилия, правдивости, отсутствия гнева, милосердия, прощения и самореализации. Только выполняя свои праведные обязанности или дхарму, можно надеяться достичь высшего пути к высшему благу. Только дхарма дает и процветание (абхйудайя - abhyudaya), и высшее духовное благо (нишрий - niśryas).


Дхарма (धर्म, «заслуга») и Адхарма (недостаток) относится к двум из двадцати четырех гун (качеств) в соответствии с Пранаштападой (Praśastapāda) и всеми современными трудами по Ньяя-вайшенике (Nyāya-Vaiśeṣika). Дхарма (заслуга) и Адхарма (недостаток) составляют адршта - adṛṣṭa (судьба). Радхакришнан (Radhakrishnan) говорит: «Дхарма и Адхарма - это качества души, благодаря которым она наслаждается счастьем или страдает от страданий. Адршта (Adṛṣṭa) - это невидимая сила, производимая душами и вещами, которая создает космический порядок и позволяет себе пожинать плоды своего прошлого опыта ».

Пранаштапада (Praśastapāda) указывает, что Дхарма - это качество Пуруши (puruṣa), то есть самости. Это производит счастье и освобождение. Это вызвано контактом личности с антанкараной - antaḥkaraṇa (внутренним органом), обусловленным чистыми мыслями и решениями. Оно не воспринимается чувствами и разрушается опытом окончательного счастья. Недостаток (Адхарма), с другой стороны, приводит к нежелательным результатам. Она производится совершением запрещенных действий, неисполнением предписанных обязанностей, пренебрежением и загрязнением мотивов. Вишванатха описывает Дхарму как то, что ведет к небу и т. д. По его мнению, Дхарма состоит из таких действий, как омовение в Ганге и в жертвоприношениях. Точно так же Адхарма является причиной ада и т. д. Она создается такими действиями, которые заслуживают осуждения. Вишванатха также утверждает, что эти двое производятся тонкими впечатлениями (васана - vāsana) и также уничтожаются знанием.

Дхарма и Адхарма являются особыми качествами себя и незаметны для чувств. По словам Аннамбханы, среди упомянутых восьми особых качеств самости: буддхи, иччха и прайатна являются как вечными ( buddhi, icchā and prayatna), так и не вечными. В случае Ишвары (īśvara) эти качества вечны, а в случае Дживы (jīva) они не вечны.


Четыре категории дхарм в тхераваде Абхидхамма (Буддизм):

  1. Читта (разум, сознание, осознанность)
  2. Четасика (психические факторы, психические события, связанный с ним менталитет), существует 52 типа
  3. рупа - (физические явления, материальная форма), 28 видов
  4. ниббана - (вымирание, прекращение). Эта дхарма не обусловлена, она не возникает и не прекращается из-за причинного взаимодействия.

Есть три вида Дхармы:

Высшая Дхарма всего (сарвешу-ануттара - sarveṣu-anuttara), то есть Нирвана.
Средства достижения нирваны (нирвана-прапти-упая - nirvāṇa-prāpti-upāya), то есть благородного восьмеричного пути (арьяшангамарга - āryāṣṭāṅgamārga).
Все добрые слова (Субхашита - subhāṣita), правдивые слова (Сатьявакана - satyavacana) продвигают восьмеричный благородный путь.
Искать Дхарму (дхармапарйешти - dharmaparyeṣṭi) означает писать ее, читать ее, изучать и размышлять над ней. Эти тексты излечивают психические заболевания (читтавядхи - cittavyādhi) существ. Бодхисаттва жертвует своей жизнью, чтобы собрать вместе эти текстовые средства.

2) Дхарма (धर्म) относится к «вещам» в соответствии со Махапраджняпарамитамастрой (Mahāprajñāpāramitāśāstra ) 2-го века (глава XXV). Существуют два вида вещей (дхармы): i) ментальные вещи (читта-дхарма - citta-dharma), ii) внепсихические вещи (аччита-дхарма - acitta-dharma).

а) Среди внепсихических вещей (ачитта-дхарма - acitta-dharma) некоторые являются внутренними (адхьятмика - ādhyātmika), а другие - внешними (бахья - bāhya). Холод (śīta), тепло (uṣṇa), ветер (anila), дождь (varṣa) и т. д. - это внешние явления; голод (кшудха - kṣudha), жажда (пипаса - pipāsa), старость (джара - jarā), болезнь (вьядхи - vyādhi), смерть (марана - maraṇa) и т. д. являются внутренними: все категории этого типа являются внементальными.

б) Среди ментальных вещей (читта-дхарма - citta-dharma) есть два типа: г) гнев (кродха, вьяпада - krodha, vyāpāda), печаль (даурманасья - daurmanasya), сомнение (самсайя - saṃśaya) и т. д .; ii) похоть (рага - rāga), гордость (абхимана - abhimāna) и т. д .: эти две категории являются ментальными вещами.

Кроме того, все дхармы сгруппированы в две категории: i) материальные дхармы (рупидхарма - rūpidharma) и ii) нематериальные дхармы (арупидхарма - arūpidharma), материальные дхармы можно разделить на тонкий атом (параману - paramāṇu) и бесконечное рассеивание, как мы видели в отношении опровержения дара, данного в главе о Данапарамите (Danāpāramitā). Нематериальные Дхармы не познаются пятью способностями. Поэтому с помощью рассмотрения момента рождения-продолжительности-разрушения ума мы узнаем, что ум (читта - citta) состоит из частей (сабхага - sabhāga).


Термин Дхарма - это индийский духовный и религиозный термин, означающий праведный долг или любой добродетельный путь в обычном смысле этого слова.

В индийских языках это контекстуально подразумевает религию. Во всей индийской философии Дхарма представлена ​​как центральное понятие, которое используется для объяснения «высшей истины» или конечной реальности вселенной.

Антоним дхармы - это адхарма, что означает неестественное или аморальное.


В Джайнизме: Дхарма (धर्म) относится к «среде движения» в соответствии с Tattvārthasūtra 2-го века 5.17. — Функции медиа движения (Дхарма) и покоя (Адхарма) заключаются в том, чтобы помогать (упаграха - upagraha) движению (гати - gati) и отдыху соответственно , Функция среды движения (дхармы) заключается в том, чтобы поддерживать / помогать в движении движущихся объектов (живых существ и материи). Функция среды покоя (адхарма) - поддерживать состояние покоя предметов (живых существ и материи).

Источник: https://www.wisdomlib.org/definition/dharma

Опубликовано: 6 марта 2020 в 00:47

Согласно Клаусу Клостермайеру (Klaus Klostermaier), индуистский ученый 4-го века Ватсяяна (Vātsyāyana) объяснил Дхарму, противопоставив ее Адхарме. Ватсяяна предположил, что Дхарма есть не только в своих же действиях, но и в словах, которые мы говорим или пишим, и в наших мыслях. Согласно Ватсяяне:

  • Адхарма тела: Хинса (насилие), Стея (воровство), Пратисиддха маитхуна (сексуальное потворство с кем-то, кроме партнера)
  • Дхарма тела: Дана (милосердие), Паритрана (помощь несчастным) и Парикарана (служение другим).
  • Адхарма из слов, которые человек говорит или пишет: Митхья (ложь), Паруса (едкий разговор), Шучана (клевета) и Асамбаддха (абсурдный разговор).
  • Дхарма из слов, которые кто-то говорит или пишет: Сатья (истина и факты), Хитавакана (разговор с добрым намерением), Приявакана (нежный, добрый разговор), Свадхьяя (самообучение).
  • Адхарма разума: Парадроха (недоброжелательность), Парадравьяхибша (алчность), Настикья (отрицание существования морали и религиозности).
  • Дхарма ума: Дайя (сострадание), Аспрха (незаинтересованность) и Шраддха (вера в других).

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Dharma

Опубликовано: 6 марта 2020 в 01:10

Вот это я давно искала, очень интерессная вещь и очень полезная для Джйотиша, в том плане, что практикуя Джйотишь мы должны знать, что для всего (для каждого определенного действия) есть свое "правильное" время:

АШРАМА:

Ашра́ма (санскр. आश्रम, āśrama) или Ашрам — одна из четырёх ступеней духовного развития в индуизме. Система ашрамов представляет собой четыре стадии в жизни человека. Она обстоятельно изложена в «Ману-смрити» и других писаниях индуизма. В индуизме принято считать, что система ашрамов ведёт к осуществлению четырёх Пурушартх — основных целей жизни, а именно Дхармы, Артхи, Камы и Мокши.

Согласно системе ашрамов, человеческая жизнь делится на четыре равных периода. Средняя продолжительность жизни принимается как 100 лет и, соответственно, каждый жизненный период составляет 25 лет. Целью на каждой ступени является духовное развитие через выполнение предписанных обязанностей определённого ашрама.

АШРАМЫ
Ашрам Возраст Описание
Брахмачарья (жизнь ученика) 0-24 Жизнь под руководством Гуру, посвящённая приобретению знаний, практике самоконтроля и полового воздержания, обучению действовать в согласии с принципами дхармы и практике медитации.
Грихастха (семейная жизнь) 24-48 Создание семьи, рождение детей, выполнение обязанностей домохозяина и служение святым личностям
Ванапрастха (уход от дел) 48-72 После выполнения семейного долга человек постепенно оставляет все свои мирские обязанности, подготавливаясь к конечной стадии — полному отречению от мира.
Санньяса
(жизнь в отречении)
72-100.. Уход от мирских дел, полное посвящение духовному развитию, практика медитации, подготовка к смерти и достижению мокши (освобождения).

Источники: https://en.wikipedia.org/wiki/Ashrama_(stage) , https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%88%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0

Опубликовано: 9 марта 2020 в 10:02 (Изменено)

Варна́шрама-Дха́рма (санскр. वर्णाश्रम धर्म, Varṇāśrama dharma) — ведийская система деления общества на четыре сословия (Варны) и четыре уклада духовной жизни (Ашрамы).

Пуруша́ртха (санскр. पुरुष-अर्थ, puruṣa-artha) или Чатурартха (caturartha) — четыре цели человеческой жизни в индуизме. Этими целями являются:

  1. Дхарма (dharma от dhar — «держать», «устанавливать») — мораль и праведность.
  2. Артха (artha — «суть», «польза») — материальное процветание
  3. Кама (kāma— «любовь») — чувственные наслаждения (*также связано с целеустремлениями, желаниями в жизни)
  4. Мокша (от muc — «освобождать») — освобождение из круговорота рождения и смерти (сансары).

Исторически сначала получили своё определение первые три цели, дхарма, артха и кама, которые на санскрите называются три-варга. Позднее была сформулирована и четвёртая цель, Мокша (чатур-варга). В современной индуистской философии, концепция четырёх пурушартх олицетворяет удовлетворение физических, эмоциональных и духовных нужд человека. Часто проводят параллель между четырьмя пурушартхами и ведийской системой варнашрамы.

Ашрамы:

  1. Брахмачарья — первый период жизни, стадия обучения, которую ученик проводит как монах, практикуя половое воздержание и занимаясь служением гуру, получая от него духовное знание. ( «От соблюдения брахмачарьи обретается вирья (героизм).»)
  2. Грихастха — семейная жизнь, работа. В этом ашраме осуществляются пурушартхи камы и артхи. Долг семьянина-индуса заключается в поддержании своих родителей, детей, гостей и святых личностей.
  3. Ванапрастха — уход от дел и подготовка к полному отречению от материального мира. На этой стадии, все материальные обязанности постепенно передаются уже взрослым детям и больше времени посвящается духовным практикам и паломничеству в святые места.
  4. Санньяса — последний этап жизни, стадия полного отречения от материального мира, которая характеризуется аскетизмом и полным посвящением самосознанию и духовным практикам. В этом ашраме осуществляется необходимая подготовка к моменту смерти и достижению Мокши.

Ва́рна (санскр. वर्ण, varṇ, «качество, цвет, категория») — термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества.

  1. Брахманы — самая старшая варна, куда входили жрецы, учёные, подвижники.
  2. Кшатрии — вторая варна, состоящая из влиятельных воинов, из кшатриев обычно избирали царей.
  3. Вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы.
  4. Шудры — слуги, наёмные рабочие.
Термин «варна» не означает и никогда не обозначал «каста», как его часто неточно переводят.
Впервые четыре варны упоминаются в «Пуруша-сукте» «Ригведы», где излагается происхождение людей из частей тела первочеловека Пуруши:
Когда Пурушу расчленили…, его рот стал брахманом, его руки сделались кшатрии, его бёдра — вайшья, из ног родился шудра.

А ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бёдер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру.

А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья.

Но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением.

*Интересно вот, что не в первый раз я встречаю вот эти фразы, как: "Тот кто привязан слишком к женщинам (блудит) то не может быть войном", "мужчина слепнет в сексе", "От соблюдения Брахмачарьи обретается Вирья (героизм)", "не приверженность к мирским утехам Он (Брахма) указал для Кшатрия"...

К этому можно еще привязать вопрос, почему такие мужские Грахи как Мангала например, падает в Карке (которым управляет Чандра) а Сурья в Туле (которым управляет Шукра), они теряют силу в Раши которыми управляют женские Грахи. Я еще помню легенду из Библии про Самсона, который пришел к любовнице, к Далиле, и та ему отрезала волосы во сне, после чего он утратил свою силу. Но с другой стороны женщина это сила (Шакти), и получается, что одна женщина - жена это сила или она дает силу, а вот много женщин (не жен:)) это уже слабость - забирают силу или делают мужчину слабым. У Шивы одна жена - Шакти, может по этому он такой непобедимый.

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%88%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0-%D0%B4%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0 , https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%85%D0%B0 , https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B.

Опубликовано: 9 марта 2020 в 10:40 (Изменено)

Альтернативная система классификации этапов жизни

Развивающиеся этапы жизни Период Ашрама
(этапы покорной жизни)
Парушартха
(Спасение (сохранение) жизни)
Описание
Сайсава (Saisava) 0–2 года Нет моральных кодексов в этот период
Балйа (Balya) 3–12 года Брахмачарья Дхарма Видьярамбха, изучение алфавита, арифметики, базовое образование
Каумара (Kaumara)
(13–19)
Каишора (Kaishora) 13–15 года Брахмачарья Дхарма и Мокша
Тарунья (Tarunya) 16–19 года Брахмачарья Дхарма и Мокша
Йаувана (Yauvana)
(20–59)
Йаувана -1 (Yauvana-I)
Тарунайаувана (Tarunayauvana)
20–29 года Брахмачарья или Грихастха Дхарма, Артха и Мокша

Йаувана-2 (Yauvana-II) Праудхайаувана (Praudhayauvana)

30–59 года Грихастха Дхарма, Артха и Кама и Мокша
Вардхакья (Vardhakya)
(60+ )
Вардхакья (Vardhakya)
Период - 1 (Period-I)
60–79 года Ванапрастха Дхарма и Мокша
Вардхакья (Vardhakya)
Период - 2 (Period-II)
80+ года Саньяса Дхарма и Мокша

Система Ашрама является одним из аспектов сложной концепции Дхармы в индуизме. Оно интегрировано с концепцией Пурушартха, или четырьмя собственными целями жизни в индуистской философии, а именно: Дхарма (благочестие, мораль, обязанности), Артха (богатство, здоровье, образ жизни), Кама (любовь, отношения, эмоции) и Мокша (освобождение, свобода, самореализация). Каждый из четырех Ашрамов жизни является формой личной и социальной среды, каждая стадия с этическими руководящими принципами, обязанностями для человека и для общества. Каждая стадия ашрама делает разные уровни акцента на четырех правильных жизненных целях, причем разные стадии рассматриваются как шаги к достижению идеала в индуистской философии, а именно Мокши.

Ни в древних, ни в средневековых индийских текстах не говорится, что любой из первых трех Ашрамов должен посвятить себя исключительно определенной цели жизни (Пурушартха). Четвертая стадия Санньясы отличается, и подавляющий консенсус в древних и средневековых текстах заключается в том, что стадия жизни Санньясы должна быть полностью посвящена Мокше с помощью Дхармы.

Дхарма считается первичной для всех стадий. Мокша - это высшая благородная цель, которую всем рекомендуют искать на любой стадии жизни. Что касается двух других, тексты неясны. За исключением Камасутры, большинство текстов не дают никаких рекомендаций относительно относительного предпочтения Артха или Камы, которое человек должен подчеркивать на какой стадии жизни. Камасутра утверждает:

Продолжительность жизни человека составляет сто лет. Разделив это время, он должен сосредоточиться на трех жизненных целях таким образом, чтобы они поддерживали, а не мешали друг другу. В юности он должен заниматься прибыльными целями (Артха), такими как учеба, в его стремлении к удовольствию (Кама), а в старости - Дхарме и Мокше.

- Камасутра 1.2.1 - 1.2.4, перевод Патрика Оливеля

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Ashrama_(stage)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения.
Создайте аккаунт или войдите в систему.

Карта загружается...
Пожалуйста, подождите