Дхарма - это самое важное понятие не только в Джйотише и в Ведической философии, но и вообще всегда и везде. Я уже давно изучаю эту тему и с каждым разом понимаю, как же там тоже все непросто, как и со всем остальным в Ведах).
Дха́рма, дха́мма (санскр. धर्म dharma, пали धम्म dhamma «учение», «закон» и др.) — одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар или дхри dhṛ — «держать, поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0
Самый интересные трактовки Дхармы, которые нашлись, из Ведических, Буддийских, Джайнизских источников:
Дхарма (धर्म): - Термин Дхарма происходит от корня dhṛ, который означает питать, поддерживать, поддкреалять, защищать и так далее с помощью аффикса (придатка) человека. Таким образом, слово подразумевает то, что поддерживает и защищает творение дисциплинированным образом. В «Манусатхите» слово «дхарма» впервые встречается во второй шлоке первой главы. Здесь мудрецы обращаются к Ману как к Богу (бхагавану) и просят его объяснить знание дхармы, предназначенное для всех каст.
Законодатель определяет термин таким образом
«Это дхарма, которой следуют благочестивые люди, хорошо разбирающиеся в Ведах и попавшие в их сердца добродетельными, которые всегда освобождаются от ненависти и чрезмерной привязанности».
Дхармашастра (религиозный закон).
Автор смутививараны описывает пять видов дхармы или обязанности:
- «Варна-дхарма», «обязанности, связанные с кастой»;
- «Рама-дхарма», «обязанности, связанные с этапами жизни»
- «Варнашрама-дхарма», «обязанности, связанные с кастой и жизненным этапом»;
- «Наимиттика-дхарма», «Случайные обязанности»
- «Гуа-дхарма», «Обязанности, связанные с квалификацией».
Из них то, что происходит исключительно на основе касты и не учитывает возраст, стадию жизни или любые другие обстоятельства, называется «обязанностью, связанной с кастами»;
Одна ступень в Кали (истина), другие - это аскетизм, чистота и сострадание, которые исчезли...
Дхарма (धर्म). Джаимини определяет Дхарму как: кодана-лакшанах артхам дхармах (codaṇā-lakṣaṇaḥ arthaḥ dharmaḥ). «Дхарма - это то, что ведет к высшему общему благу (шрейи) и отличается ведическими наставлениями». Дхарма - это «правильная жизнь», определяемая практикой универсальной этики и личной морали. «Дхарма» не может быть познана эмпирическими средствами, такими как познание. Ее можно узнать только через интуицию или через безличный источник знаний. Проблема в том, чтобы полагаться на разум или интуицию, состоит в том, что люди придут к разным выводам о том, какова конечная природа «Добра». Есть бесконечные противоречия по большинству, если не по всем этическим вопросам, «экспертов», которые принимают ту или иную сторону. Следовательно, лучшим и наиболее универсальным источником Дхармы будет «безличный» источник, такой как Веды.
Дхарма - это тот акт, который предписан Ведами в его запретительных местах и который способствует счастью всех существ.
Дхарма (धर्म) - индуистское учение о священном законе или праведности; моральные и религиозные обязанности, предписанные для людей.
Дхарма (धर्म). В индийской традиции понятие ṛта (космический порядок) породило идею дхармы. Термин дхарма здесь не означает просто религию; это означает долг, обязанность и праведность. Это целый образ жизни, в котором этические ценности считаются высшими, и каждый должен выполнять свой долг в соответствии со своим социальным положением и положением в жизни. В буддизме используется слово дхамма, которое является палийским эквивалентом санскритского слова дхарма. Руководящие принципы и правила относительно того, что считается подходящим поведением для людей, прописаны в Дхарма-шастрах. Это социологические тексты, которые рассказывают нам о наших обязанностях и обязанностях как отдельных лиц, так и членов общества.
Концепция добра и зла является основой Махабхараты, которая подчеркивает, среди прочего, ценности ненасилия, правдивости, отсутствия гнева, милосердия, прощения и самореализации. Только выполняя свои праведные обязанности или дхарму, можно надеяться достичь высшего пути к высшему благу. Только дхарма дает и процветание (абхйудайя - abhyudaya), и высшее духовное благо (нишрий - niśryas).
Дхарма (धर्म, «заслуга») и Адхарма (недостаток) относится к двум из двадцати четырех гун (качеств) в соответствии с Пранаштападой (Praśastapāda) и всеми современными трудами по Ньяя-вайшенике (Nyāya-Vaiśeṣika). Дхарма (заслуга) и Адхарма (недостаток) составляют адршта - adṛṣṭa (судьба). Радхакришнан (Radhakrishnan) говорит: «Дхарма и Адхарма - это качества души, благодаря которым она наслаждается счастьем или страдает от страданий. Адршта (Adṛṣṭa) - это невидимая сила, производимая душами и вещами, которая создает космический порядок и позволяет себе пожинать плоды своего прошлого опыта ».
Пранаштапада (Praśastapāda) указывает, что Дхарма - это качество Пуруши (puruṣa), то есть самости. Это производит счастье и освобождение. Это вызвано контактом личности с антанкараной - antaḥkaraṇa (внутренним органом), обусловленным чистыми мыслями и решениями. Оно не воспринимается чувствами и разрушается опытом окончательного счастья. Недостаток (Адхарма), с другой стороны, приводит к нежелательным результатам. Она производится совершением запрещенных действий, неисполнением предписанных обязанностей, пренебрежением и загрязнением мотивов. Вишванатха описывает Дхарму как то, что ведет к небу и т. д. По его мнению, Дхарма состоит из таких действий, как омовение в Ганге и в жертвоприношениях. Точно так же Адхарма является причиной ада и т. д. Она создается такими действиями, которые заслуживают осуждения. Вишванатха также утверждает, что эти двое производятся тонкими впечатлениями (васана - vāsana) и также уничтожаются знанием.
Дхарма и Адхарма являются особыми качествами себя и незаметны для чувств. По словам Аннамбханы, среди упомянутых восьми особых качеств самости: буддхи, иччха и прайатна являются как вечными ( buddhi, icchā and prayatna), так и не вечными. В случае Ишвары (īśvara) эти качества вечны, а в случае Дживы (jīva) они не вечны.
Четыре категории дхарм в тхераваде Абхидхамма (Буддизм):
- Читта (разум, сознание, осознанность)
- Четасика (психические факторы, психические события, связанный с ним менталитет), существует 52 типа
- рупа - (физические явления, материальная форма), 28 видов
- ниббана - (вымирание, прекращение). Эта дхарма не обусловлена, она не возникает и не прекращается из-за причинного взаимодействия.
Есть три вида Дхармы:
Высшая Дхарма всего (сарвешу-ануттара - sarveṣu-anuttara), то есть Нирвана.
Средства достижения нирваны (нирвана-прапти-упая - nirvāṇa-prāpti-upāya), то есть благородного восьмеричного пути (арьяшангамарга - āryāṣṭāṅgamārga).
Все добрые слова (Субхашита - subhāṣita), правдивые слова (Сатьявакана - satyavacana) продвигают восьмеричный благородный путь.
Искать Дхарму (дхармапарйешти - dharmaparyeṣṭi) означает писать ее, читать ее, изучать и размышлять над ней. Эти тексты излечивают психические заболевания (читтавядхи - cittavyādhi) существ. Бодхисаттва жертвует своей жизнью, чтобы собрать вместе эти текстовые средства.2) Дхарма (धर्म) относится к «вещам» в соответствии со Махапраджняпарамитамастрой (Mahāprajñāpāramitāśāstra ) 2-го века (глава XXV). Существуют два вида вещей (дхармы): i) ментальные вещи (читта-дхарма - citta-dharma), ii) внепсихические вещи (аччита-дхарма - acitta-dharma).
а) Среди внепсихических вещей (ачитта-дхарма - acitta-dharma) некоторые являются внутренними (адхьятмика - ādhyātmika), а другие - внешними (бахья - bāhya). Холод (śīta), тепло (uṣṇa), ветер (anila), дождь (varṣa) и т. д. - это внешние явления; голод (кшудха - kṣudha), жажда (пипаса - pipāsa), старость (джара - jarā), болезнь (вьядхи - vyādhi), смерть (марана - maraṇa) и т. д. являются внутренними: все категории этого типа являются внементальными.
б) Среди ментальных вещей (читта-дхарма - citta-dharma) есть два типа: г) гнев (кродха, вьяпада - krodha, vyāpāda), печаль (даурманасья - daurmanasya), сомнение (самсайя - saṃśaya) и т. д .; ii) похоть (рага - rāga), гордость (абхимана - abhimāna) и т. д .: эти две категории являются ментальными вещами.
Кроме того, все дхармы сгруппированы в две категории: i) материальные дхармы (рупидхарма - rūpidharma) и ii) нематериальные дхармы (арупидхарма - arūpidharma), материальные дхармы можно разделить на тонкий атом (параману - paramāṇu) и бесконечное рассеивание, как мы видели в отношении опровержения дара, данного в главе о Данапарамите (Danāpāramitā). Нематериальные Дхармы не познаются пятью способностями. Поэтому с помощью рассмотрения момента рождения-продолжительности-разрушения ума мы узнаем, что ум (читта - citta) состоит из частей (сабхага - sabhāga).
Термин Дхарма - это индийский духовный и религиозный термин, означающий праведный долг или любой добродетельный путь в обычном смысле этого слова.
В индийских языках это контекстуально подразумевает религию. Во всей индийской философии Дхарма представлена как центральное понятие, которое используется для объяснения «высшей истины» или конечной реальности вселенной.
Антоним дхармы - это адхарма, что означает неестественное или аморальное.
В Джайнизме: Дхарма (धर्म) относится к «среде движения» в соответствии с Tattvārthasūtra 2-го века 5.17. — Функции медиа движения (Дхарма) и покоя (Адхарма) заключаются в том, чтобы помогать (упаграха - upagraha) движению (гати - gati) и отдыху соответственно , Функция среды движения (дхармы) заключается в том, чтобы поддерживать / помогать в движении движущихся объектов (живых существ и материи). Функция среды покоя (адхарма) - поддерживать состояние покоя предметов (живых существ и материи).