Вишакха состоит из четырех звезд, которые формируют левую половину созвездия Весов в форме левой чаши. Эти звезды известны как Южная Клешня (Alpha-Librae), Северная Клешня (Beta-Librae), Клешня Скорпиона (Gamma-Librae) и Йота-Либрэ (Iota-Librae). Несмотря на то что все эти звезды являются частью созвездия Весов, часть из них лежит в зодиакальном знаке Скорпиона. Среди них Зубен Эльгенуби или Южная Клешня и Зубен эль Акраб или Клешня Скорпиона — самые яркие, с блеском компонентов 2,75m и 2.61m соответственно. Самый легкий способ распознать их — это увидеть их под яркой звездой, которая называется Спика. Древние Ведические провидцы считали, что эти звезды формируют раздвоенную ветку и связывали их с обителью богов под управлением Индры.
«Вишакха», как и другие санскритские названия, имеет множество эквивалентов — «раздвоенный», «разветвленный», «расщепленный надвое», «с двумя ветвями», «сосуд с ядом». Ее другое название — «Радха», которое переводится как «восхитительный, дивный». Имя Радха приобрело популярность благодаря тому, что это было имя любимой спутницы Кришны.
Главный символ этой накшатры — «украшенная триумфальная арка» или «вход». В описаниях и на изображениях этот вход обычно украшен листьями. Такие арки все еще являются нормой в свадебных церемониях в Индии. Соответственно, можно предположить, что Вишакха имеет дело с браком. Большая часть Вишакхи находится в знаке, управляющим браком — Весах. В древние времена эта арка была символом триумфа. Она олицетворяла окончание или достижение цели и начало пути к новым достижениям. Она же была напоминанием, что трудности не заканчиваются, как только мы проходим через этот вход, после достижения цели.
Новые вызовы и трудные задачи только начинаются, когда мы заходим в эти двери, подобно тому, как свадебная церемония это только предвестник сомнений и проблем семейной жизни. Этот вход также позволяет предположить, что Вишакха всегда сконцентрирована на достижении цели. Эта цель может варьировать от победы над своими внешними врагами до торжества над своими внутренними демонами. В наше время, когда преобладают негативные качества каждой накшатры, Вишакха обычно становится накшатрой, которая одержима навязчивой идеей, ориентированной только на достижение цели и совершенно не заботится о том, какими средствами она будет достигнута.
Несмотря на то что она ассоциируется с празднованием, Вишакху нельзя воспринимать как приятную накшатру. Когда стремление достигнуть цели становится единственным в жизни, вряд ли человеку удастся сохранить спокойствие духа и, скорее всего, он пропустит то, что и является настоящей целью в жизни. Как пишет современный певец Джон Леннон «жизнь — это то, что происходит, пока мы строим планы».
Вишакха, согласно своей раздвоенной природе, управляется двумя божествами — Индрой и Агни (огненный бог).
В пуранической литературе Индра, главный среди полубогов, часто изображается очень целеустремленным, одержимым навязчивой идеей и агрессивным, он пойдет на любые меры, чтобы достигнуть поставленной цели. Самое смешное, что часто его цели совершенно нечестивые и неподобающие и в результате он постоянно попадает в разного рода неприятности из-за этого. Это первая тема Вишакхи — преследование недостойных целей сомнительными средствами и, в результате, приобретение плохой кармы. Индра также считается тем, кто погряз в женщинах, вине и тому подобных удовольствиях. Эта сторона Индры, потакающего себе во всех своих желаниях, также проявляется через Вишакху.
Обман — еще одно качество Индры, в том смысле, что он не стесняется подвергать опасности самых близких ему существ, только бы получить то, что он хочет. Ему также присуще трусливое поведение при первых же признаках настоящей опасности. Важно помнить, что «Индра» — это только положение, которое занимают разные души в разные времена в разных вселенных. Люди с сильным влиянием этой накшатры в их характере всегда ищут ситуаций, которые дадут им власть и удовольствия, и Индра — это всего лишь душа, которая это делает.
Агни, огненный Бог, в основном, представляет энергию в одной из ее многочисленных форм. Именно благодаря Агни у Вишакхи есть способность совершать титанические усилия, только бы достигнуть своей цели. Как и огонь, если его использовать правильно и в мирных целях, может применяться для созидания, так и сильная энергия Вишакхи может проявляться как мужество, решительность и умение упорно работать для достижения благородных целей. Огонь в негативном понимании может выйти из-под контроля и безудержно и бездумно сжигать все на своем пути. Также и Вишакха может причинять вред всем вокруг, пока не уничтожит сам себя. Выражения «всепоглощающее горе», «обжигающая страсть» и «жгучее желание» — это все как будто специально сказано о Вишакхе. Агни и Индра правят жарой и дождем, делая Вишакху накшатрой, отвечающей за сельское хозяйство. Она использует силы природы, чтобы вырастить урожай, а потом выводит отравляющие вещества, такие как алкоголь, из урожая.
Природу этой накшатры можно выразить одним понятием — «навязчивая идея». Хотя ее целеустремленность и не имеет себе равных, Ахиллесова пята здесь — выбор цели. В наше время вероятность выбора недостойных целей значительно возросла, и присутствие этой накшатры в карте — повод для беспокойства. Люди под ее сильным влиянием легко становятся жертвами неумеренности в сексуальных контактах и потреблении алкоголя. Это они — те самые люди, которые толпятся в местном баре.
Этой накшатре присуща определенная склонность к празднествам и торжествам, которая выражается в пристрастии к пышным церемониям. Очень часто те среди людей с этой накшатрой в карте, которые выбирают дорогу чувственных наслаждений, становятся тусовщиками и гуляками.
Следуя за Свати, накшатрой, в которой случаются реальные достижения, Вишакха представляет собой буйное празднование победы после достижения поставленной цели. Все знают, что по достижении цели часто приходит ощущение опустошенности. Это чувство опустошенности сопровождает таких людей всю их жизнь. Огонь невозможно насытить, сколько ни старайся. Они непрерывно беспокоятся о том, чего у них нет, вместо того чтобы быть довольными и использовать то, что они имеют. «Там хорошо, где нас нет» — ментально создает нездоровые мысли. Эта пустота и разочарование уводит более развитые души от слепого преследования суетных целей к поиску более возвышенных знаний и устремлений.
Люди с сильным влиянием Вишакхи имеют резкие черты лица с раскосыми глазами и выступающими скулами, даже женщины. У них обычно пронзительный взгляд и острые черты. Их внешнее поведение варьируется от невероятно вежливого и жизнерадостного до абсолютно неприятного и оскорбительного. Они заботятся о том, чтобы сохранять хорошую мину при плохой игре при достижении своих целей. Это заставляет их прятать свои негативные чувства по отношению к тем, с кем они ведут какие-либо дела. Большинство из них становятся жертвами зависти, ревности, злобы и не могут не сравнивать себя с другими, чувствуя себя при этом ни на что не годными. Все эти черты мешают им иметь по-настоящему преданных друзей, так как с ними, очевидно, очень трудно поладить, а причиной подобного поведения и эмоций является все то же ощущение пустоты, о котором мы говорили ранее. Настоящая же проблема заключается в том, что эти чувства становятся навязчивыми и Вишакхи не могут их отпустить, избавиться от их влияния. Огонь внутри них начинает сжигать их самих, вместо того чтобы принести что-то полезное и конструктивное. Люди, рожденные с этой накшатрой, в большей мере определяются их одержимостью, манией, которая может варьировать от мелочной и направленной, в конечном итоге, на самоуничтожение до душеспасительной и эволюционной.
Достоинством этих людей является то, что, если уж они наметили для себя цель, то ничего не остановит их на пути достижения их цели. Однако давно замечено, что жизнь постоянно предоставляет им два пути на выбор и им надо делать сознательный выбор, чтобы остаться и следовать правильному пути. Люди с этой накшатрой рассматривают жизнь как вызов, они обычно усложняют простые вещи и упрощают сложные. То, каким образом и какими средствами они достигают своих целей, не следует принципу наименьшего сопротивления. На их пути встречается много препятствий, которые они преодолевают благодаря свой настойчивости, но процесс не лишен стенаний и жалоб. Ну и последний парадокс этой накшатры — по достижении своей цели ее обладатель не уверен, а то ли это, что ему нужно.
Вишакха считается активной накшатрой. Достижение любой цели требует постоянной активности. Вишакха это одна из наиболее активных накшатр из-за своего чрезмерно настойчивого подхода к жизни. После того, как одна цель достигнута, ставится другая, а потом еще одна и так далее и так далее. Ее активность никогда не прекращается. Возможно, именно это является причиной того, что многие люди с этой накшатрой не могут объяснить причины своих неблаговидных поступков. Такое ощущение, что какая-то внешняя сила захватывает власть над ними и заставляет их действовать совершенно необдуманно. Они — люди, поглощенные какой-либо идеей фикс.
Ее каста — изгой, маргинал, чужеземец, внекастовый. Очевидно, что древние мудрецы воспринимали Вишакху как накшатру, которая приносит разного рода неприятности и не способна мирно сосуществовать с другими в общественном плане. Она относилась либо к нарушителям закона, революционерам или отшельникам, которые удалились в леса, чтобы выполнять аскезы, дабы осуществить свои желания. Ни один из этих типов людей не вписывается в идеальное общество, как его представлял Ману (великий древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга).
Это женская накшатра. Эта характеристика, очевидно, была дана благодаря ее второму имени — «Радха». Радха — это спутница детства Кришны, которая провела свою жизнь, тоскуя от любви по нему. Вишакха несет в себе чисто женские качества «тоска по любви», «расставание», и «катарсис». Именно эта тоска по недостижимому больше всего характеризует настрой ума данной накшатры. Ее другие качества, такие как одержимость, зависть и ревность, а также мстительность также считаются женскими в ведических текстах.
Руки и грудные железы — части тела, за которые отвечает эта накшатра.
Она преимущественно капха (водная) накшатра. Эта характеристика берет свое начало в том факте, что Вишакха лежит в двух Капха знаках — Весы и Скорпион. Вишакха, как обсуждалось ранее, очень хорошо умеет скрывать свой огненный темперамент за спокойным внешним видом. Именно Капха элемент позволяет Вишакхе надевать маску дипломатичности, даже когда внутри бушует ураган.
Основные направления — запад и север.
Первая пада этого созвездия попадает в навамшу Овна и, таким образом, управляется Марсом. Эта пада характеризуется энергией, импульсивностью, целеустремленностью и социальными амбициями. Фокус здесь на взаимоотношениях, однако, велика вероятность того, что страсть и инстинкт будут доминировать над преданностью и глубиной в отношениях. Хорошо расположенные Марс или Венера — наиболее подходящие планеты для этой пады.
Вторая пада этого созвездия попадает в навамшу Тельца, управляемую Венерой. Стойкость и долготерпение, жизнестойкость — отличительные черты этой пады. Планеты здесь будут давать успех в венерианских делах. Здесь сильны материальные амбиции и так как это пада Пушкара навамши, они будут удовлетворяться до той степени, которой позволяет карта в целом.
Третья пада этого созвездия попадает в навамшу Близнецов, управляемую Меркурием. Однонаправленность ума, характерная для Вишакхи будет здесь проявляться через мысли, коммуникацию, философские и религиозные взгляды. Здесь присутствует определенный конфликт между двумя противоположными силами — одна сила требует, чтобы человек был легким, открытым и общительным, в то время как другая выдвигает на передний план такие качества, как эгоизм, склонность к обману и беспокойству. Считается, что только хорошо расположенный Меркурий или Сатурн дадут здесь хорошие результаты.
Четвертая пада этого созвездия попадает в навамшу Рака, управляемую Луной. Эта самая целеустремленная и несгибаемая из всех пад Вишакхи. Ее характеризует абсолютный беспорядок и сумятица на эмоциональном уровне, что делает ее самой изменчивой, легковозбудимой и опасной частью зодиака. В своем худшем проявлении она очень мстительна и злопамятна и является воплощением самых отрицательных человеческих качеств. В своем высшем проявлении, однако, она может дать прозорливый ум и сильнейшую интуицию, способность успешно руководить и уверенность и убежденность, необходимую для того, чтобы побеждать темные силы. Только хорошо расположенный Юпитер может дать мудрость, достаточную для того, чтобы провести человека через бурные воды этой пады.
Бармены; работники алкогольной промышленности; ручной труд; модели и актрисы; все профессии, для которых нужна способность хорошо говорить, такие как дикторы радио и телевидения; политики; музыканты в военных оркестрах; спортсмены, особенно в видах спорта, которые требуют исполинской силы и титанических усилий; служители культов и другие идеологические фанатики; религиозные фундаменталисты; профессиональные агитаторы; солдаты; танцовщики; критики; преступники и мафия; офицеры таможни и иммиграционных служб; полиция; проституция; охранники; воинствующие революционеры.
Люди с Вишакхой могут заниматься любыми профессиями, но у них прослеживается тенденция менять их в течение жизни.
Скалистые рельефы; горы; большие города, такие, как Нью-Йорк; пивоварни; бары; алкогольные магазины; публичные дома; театры; военные базы; церемониальные места; комнаты для допросов; военные площадки; опасные районы в городах или места военных действий; все места, так или иначе связанные с вышеуказанными профессиями.
Вишакха считается саттвичной накшатрой. Это относится к сильной способности Вишакхи к упорному труду и покаянию. Вишакха готова пойти на значительные жертвы для достижения своих целей, качество, которое считается саттвичным с общечеловеческой точки зрения. Ее саттвичные качества скорее проявятся, если такие планеты, как Солнце, Луна или Юпитер занимают ее.
Она принадлежит к элементу огня. Благодаря своей связи с Агни (Божество, управляющее элементом огня), именно огонь становится основным элементом Вишакхи.
Вишакха считается демонической накшатрой (Ракшаса). Несложно понять, почему она отнесена именно к этой классификации, если вспомнить основные характеристики и черты этой накшатры. Абсолютное равнодушие по отношению к окружающим считается демоническим качеством и Вишакха — одна из накшатр, которая проявляет это качества в полной мере. Именно из-за своего эгоистичного подхода к жизни эта накшатра считается демонической, хотя оба ее управителя — полубоги.
Это смотрящая вниз накшатра. Так как нисходящие накшатры подразумевают сдерживание и ограничение, то долг Вишакхи — сдерживать свои разнообразные желания. Как все накшатры, занимающие знаки Льва, Девы и Весов, это — очень земная, любящая жизненные блага накшатра и поэтому у нее много амбиций, касательно своего положения в этом мире. Как нисходящая накшатра, она достигает своих целей скрытными, тайными способами и большинство ее настоящих целей и действий скрыты от окружающих.
Это смешанная (грозная и нежная) накшатра. Эта характеристика лишний раз подчеркивает качества, присущие Вишакхе, что подтверждается ее именем. Ее мягкость выражена через ее любовь и поиск удовольствий, а ее резкость — через зацикленность на цели. Именно ее мягкая сторона часто не дает этим людям превратиться в законченных психопатов, а иногда служит им прикрытием, которое помогает избежать наказания за свои непрезентабельные поступки.
Вишакха относится к первой половине лунного месяца Вайшакха, который обычно выпадает на начало мая.
Вишакха также относится к Шаштхи и Саптами (б-й и 7-й титхи, или лунные дни) растущей и убывающей фаз лунного цикла.
Напористые, воинственные действия; любая деятельность, требующая управленческих способностей; исполнение чего-то, что требует дискуссионного, аргументированного подхода; любые жесткие, суровые действия; действия, требующие умственной концентрации, сфокусированности; достижение целей; все типы церемоний, торжеств и празднований; церемонии по вручению наград; любой вид украшение себя; ухаживания и сексуальная активность; раскаяние, исполнение епитимьи; принятие решений.
Неподходящий для путешествий; вступления в брак; инициации любого вида; деятельность, требующая такта и дипломатичности.
Венера, Марс, Плутон, Кету и Юпитер — три планетарных влияния, связанные с этой накшатрой. Юпитер — главный планетарный управитель этого созвездия, в то время как Венера, Марс, Плутон и Кету управляют соответствующими знаками, которые занимает Вишакха.
Юпитер связан с этим созвездием посредством Индры, чьим наставником является Брихаспати. Через эту накшатру Юпитер поддерживает большую часть целей и амбиций, даже неблагоприятных. Его естественное дружелюбие, такт, милосердие и удача могут быть использованы для эффектных и помпезных причуд и желаний, возникающих под влиянием этой накшатры.
Венера, враг и соперник Юпитера, связан с первыми тремя падами Вишакхи. Именно противоборство между энергиями этих двух планет делает Вишакху такой неустойчивой. Большинство венерианских излишеств Индры, как описано в многочисленных пуранических легендах, не одобряются Юпитером; и, само собой разумеется, что Индра бесконечно оказывается во всякого рода неприятностях.
В четвертой паде Марс управляет вместе с Юпитером и, таким образом, энергия становится более упорядоченной, но при этом приобретает некоторый воинствующий оттенок. Влияние Плутона и Кету в части Скорпиона в Вишакхе дает довольно большую импульсивность, склонность к драмам и самоуничтожению. Только когда эта энергия перенаправлена в более духовную деятельность, она может способствовать трансформации своего обладателя.
Сочетания Венера-Юпитер, Венера-Марс, Венера-Марс-Кету, Юпитер-Марс и Юпитер-Марс-Кету-Венера несут энергию, сходную с энергией Вишакхи. Из опыта автора, в сегодняшнем мире только Юпитер дает хорошие результаты в этой накшатре.
Первая пада этого созвездия соответствует слогу «ТИ».
Вторая пада этого созвездия соответствует слогу «ТУ».
Третья пада этого созвездия соответствует слогу «ТЕ».
Четвертая пада этого созвездия соответствует слогу «ТО».
В Санскритском алфавите Вишакха соответствует «ДХА» или «НА» соответственно, ее мантры — «Ом Дхам» и «Ом Нам».
Сексуальный тотем — Тигр. Это указывает на агрессивное отношение и стремление к доминированию в сексуальной активности. Она более всего сочетается с Читрой, другой накшатрой, чьим сексуальным тотемом является тигр.
Сейчас уже приобретшая мировую известность легенда о любви Радхи и Кришны является ярким примером внутренней сути Вишакхи. Именно поэтому «Радха» является одним из имен Вишакхи. Радха уже была замужем, когда она влюбилась в Кришну, который был еще ребенком. Но так как Кришна был инкарнацией Вишну, это была необычная любовь. Она олицетворяла желание Радхи слиться с вселенскими энергиями, но не как существо низшего порядка, а в качестве любимой. Стремление Вишакхи к совершенству и просветлению всегда выражается через любовь и взаимоотношения, что чаще всего нарушает общественные условности и моральные запреты. Вишакха обычно не видит различия между весельем, проказами и страданием таких взаимоотношений и тапасьей, напряженной духовной практикой, ведущей к знанию и просвещению. Кроме всего вышеперечисленного, ее высшей целью является цель испытать божественное внутри и через отношения с самим божеством.
Будучи шестнадцатой накшатрой, она соотносится с числом 16, которое считается числом трагедии, переворота, бунта, разрушений и смуты. Разрушение это относится только к тому, что противно вселенской воле. Тем не менее, становится очевидным, что путь Вишакхи вовсе не устлан розами. Это очевидно из факта, что большую часть своей жизни Радха провела тоскуя по Кришне, после того, как он оставил ее, чтобы выполнить цель этого его воплощения. Эта сильная тоска и боль расставания и является персональной аскезой Вишакхи и, если она может поддерживать огонь этой любви вне зависимости от внешних обстоятельств, она становится бессмертной, такой как любовь Радхи.
Во вселенском порядке вещей Вишакха относится к «вьяпана шакти» (vyapanashakti) — силе, способной определять и достигать различных вещей. Ее символизм имеет урожай (результат) внизу и тяжкий труд сверху. Это делает Вишакху очень результативной накшатрой в материальном плане, хотя, как мы только что поняли, ее духовный путь лежит в чем-то другом. Материальные результаты здесь обычно приходят в результате настойчивых и терпеливых усилий, точно так же как самое прекрасное вино становится годным к употреблению через большой промежуток времени и только после того, как виноград забродит и пройдет определенные процессы.
Эта накшатра относится к мудрецу Вашишта, одному из семи божественных мудрецов, которые наблюдают за событиями в нашей вселенной. Имя этого мудреца переводится как «обладатель материальных благ, изобилия». Мы можем предположить, что Вишакха олицетворяет способность этого мудреца к покаянию. Как говорит Варахамихира «те, у кого Луна в Вишакхе умеют делать деньги».