Уттарашадха, кульминационная точка солнечной энергии, представлена на небесном своде четырьмя яркими звездами, которые древние видели как хобот слона. В современной астрономии они известны как Сигма-Сагиттари (Асцела), Тау-Сагиттари, Фи-Сагиттари и Зета-Сагиттари (Нунки). Эти четыре звезды расположены в конце астрономического созвездия Стрельца. Однако нужно отметить, что влияние этой накшатры распространяется также на первые 10 градусов созвездия Козерога.
Нунки, имеющая визуальную магнитуду 2,07 — самая яркая из них. По легенде эти звезды соответствуют небесной территории, где божественные силы одержали окончательную победу над демоническими силами.
Уттарашадха переводится как «Последняя непобедимая» или «Последняя незавоеванная». Это название раскрывает основное значение этого созвездия, в наибольшей степени имеющего отношение к понятию «окончательная победа», чем любое другое созвездие. Оно также показывает, что эта накшатра образует пару с Пурвашадхой, так же как Пурвапхалгуни образует пару с Уттарапхалгуни.
Ее основной символ — хобот слона. Хобот считается самой ценной частью тела слона. Слоны обычно очень внимательны к своим хоботам и заботливо к ним относятся. Исследователи установили, что тип, цвет и размер хобота влияет на то, кто станет вожаком стада слонов. Соответственно, Уттарашадха имеет прямое отношение к вопросам лидерства.
Помимо красоты, хоботы служат слонам только для одной практической цели — сражений. Так же как и ее предшественница, Пурвашадха, Уттарашадха имеет отношение к агрессивным действиям, таким, как объявление войны. Как упоминалось ранее, Пурвашадха и Уттарашадха образуют пару и некоторые ученые считают хобот слона также и символом Пурвашадхи. Они считают, что левый хобот принадлежит Пурвашадхе, а правый — Уттарашадхе.
В самых древних культурах, в которых были известны слоны, их использовали как царские знаки отличия. Все цари, включая Индру, царя богов, должны были восседать на слонах во время процессий, а иногда и во время сражений. Таким образом, Уттарашадха имеет прямое отношение к царству, правлению и к обязанностям, которые оно накладывает. В этом смысле, «обязанности» — это наиболее важное ключевое слово для этой накшатры.
По очевидным причинам, хобот слона также важный символ проникновения. Он символизирует проникновенное ментальное озарение, инсайт и способность войти в новые области. Он также передает смысл бесстрашия и духа стремления вперед.
Уттарашадхой управляют 10 божеств, известных как Десять Вишвадевов. Вишвадевы — боги Вселенной (вселенские боги). Их имена переводятся как «Доброта», «Истина», «Сила воли», «Мастерство», «Время», «Страсть», «Постоянство (твердость)», «Предки», «Яркость» и «Вершина». Ясно, что эти 10 богов очень благостны и представляют 10 первичных добродетелей, первичной божественной искры творения. Они — хранители всего, что представляет понятие «хороший», «добрый» во вселенной. Точно так же Уттарашадха представляет все хорошее и милостивое на нашей планете.
Все качества, выражаемые именами Вишвадевов, находят выражение в Уттарашадхе. Это то, что отличает Уттарашадху от Пурвашадхи, хотя большинство качеств Пурвашадхи подходят этой накшатре тоже. Имея такие качества как сила воли и постоянство (твердость), Уттарашадха обладает гораздо большим постоянством, чем ее предшественница. Легко увидеть, что все эти качество выходят из честного самоанализа, что делает Уттарашадху более интроспективной, чем яркая, демонстративная, экстравертная Пурвашадха.
Интересно отметить, что имя одного из богов — «Предки». Это относит Уттарашадху к традициям и предкам (см. Магха). Уттарашадха — первая из накшатр, которая пытается вместить в себя качества всех своих предшественниц (то же делают Дхаништха и Ревати).
Можно связать силу воли с Ардрой и критикой, мастерство с Хастой и Читрой, время с Бхарани и Аннурадхой, страсть с Бхарани, Рохини, Аннурадхой и Ашлешей, доброту с Ашвини, Пурнавасу и Пушьей, истину с Уттарапхалгуни, постоянство (твердость) с Уттарапхалгуни, Вишакхой, и Джйештхой, предков — с Магхой, яркость — с Рохини, Мригаширой, Пурвапхалгуни и Читрой и вершину — с Мулой и Пурвашадхой.
Ганеша — бог с головой слона — последний бог, управляющий этой накшатрой. Ганеша — единственный бог с головой слона. История о том, как он получил свою слоновью голову открывает нам много о характере Уттарашадхи (см. раздел «Эзотерика»). Ганешу всегда изображают с целым правым бивнем и сломанным левым. Это символизирует то, что Уттарашадха обладает более завершенной и сбалансированной энергией, чем ее пара — Пурвашадха. Таким образом, Ганеша связан с обеими Ашадхами. Ганешу назвают богом начинаний, устранителем препятствий, и при любом начинании ищут его благословений. Таким образом, Уттарашадха имеет отношение к любым начинаниям. Очевидно, что дела, начатые под благоприятным влиянием этой накшатры, благословлены на успех и постоянство.
Многие из качеств Магхи: элегантность, традиционализм, авторитетность, вежливость, воспитанность, также проявляются и в Уттарашадхе. Однако у Уттарашадхи есть более позитивный, интроспективный и выдержанный аспект. Он указывает на человека очень хороших качеств, к чьим советам прислушиваются. Он дает талант начинать новые предприятия и умение завершать начатое. Это очень практичный и новаторский тип энергии, поскольку большинство ее четвертей попадают в практичный и ориентированный на достижения знак Козерога. Эта накшатра уделяет много внимания структуре, порядку, благодаря чему те, кто испытывают на себе ее влияние, придерживаются деятельности и поведения, считающихся уважаемыми, почтенными и иногда конформистскими.
Ее связь с предками показывает глубокое уважение к традиционным ценностям и желание отстаивать эти ценности в своем поведении и в жизни. Однако сатурнианское влияние этой накшатры может сделать человека жестким и резким в соответствии с пронзающим символом слоновьего хобота. Он может говорить о нетерпимости ко всему, что не соответствует общепринятым линиям добропорядочного поведения. Духовные и философские мотивации направлены на поиск практических решений жизненных проблем.
Животное, сексуальный символ этой накшатры — мангуст. Это одно из немногих животных, которое может победить змею. Таким образом, Уттарашадха может характеризоваться как полная противоположность Ашлеше. Поскольку они расположены друг напротив друга (6-й, 7-й, 8-й дом взаимоотношений), между этими накшатрами существует неприкрытая борьба и враждебность. У этой накшатры мало терпимости к закулисным или обманчивым влияниям. Однако мангуст по-своему хитер, и его символ говорит о том, что человек достаточно смел и умен, чтобы продвигаться вперед в трудных, опасных или сложных ситуациях. Люди, испытывающие сильное влияние Уттарашадхи имеют тенденцию, а иногда даже притягивают ситуации, которые бросают им множество вызовов. На духовном уровне он делает такого человека устремленным пронзить пелену иллюзии, чтобы раскрыть истинную природу его души.
Во вселенской, универсальной схеме вещей Уттарашадха относится к «апрапришья шакти» — силе давать постоянную победу. Ее символизм имеет достижимые цели сверху и силу для достижения эти целей снизу. Образы говорят сами за себя. Единственное, что стоит упомянуть, что эта сила — не личная сила, но коллективная сила, возникающая благодаря объединению с высшими силами добра, когда человек искренне и бескорыстно пытается установить праведность и устранить неправедность.
Уттарашадха считается сбалансированной накшатрой. Эта самоочевидная классификация не требует многих комментариев. Для любого равновесия нужен центр, а Уттарашадха среди всех накшатр наиболее близко относится к этому центру, как с универсальной (вселенской), так и с личной точки зрения. Говорят: «дорога к крайностям ведет к мудрости», но нужно помнить, что основой этой мудрости является равновесие.
Уттарашадха принадлежит к касте кшатриев (воинов). Эта накшатра имеет самое непосредственное отношение к достижению положения и силы в обществе. Как мы уже видели, она имеет отношение к лидерству и правящему классу. В соответствии с Ману (законодателем нашей планеты) все цари и лидеры происходят из касты кшатриев. У Уттарашадхи есть брахманические тенденции, но они всегда проявляются в кшатрийских рамках. Хороший царь сродни мудрецу, но все-таки не мудрец. Фактически Джанака — единственный земной царь, удостоенный титула брамина (см. ведический эпос «Рамаяна»).
Это женская накшатра. Такая классификация противоречит здравому смыслу, поскольку все управляющие божества и планетарные управители ее — мужские. Единственное, как мы можем понять это — это то, что все 10 качеств, присущих ей в ведических текстах рассматриваются как женские. Ведические тексты рассматривают все качества, как часть «природы», которая в конце концов считается женским принципом абсолюта. Уттарашадха имеет большее отношение к милостивому действию Майи, чем к мужской сущности Абсоюта.
Части тела, относящиеся к этой накшатре — бедра и талия. В основном она относится к капхе (воде). Слоны (наиболее близко ассоциируемые с этой накшатрой) считаются главными представителями характера капхи. Капха — конституция, полученная от комбинации элементов земли и воды. Элемент земли дает знак Козерога (где находится большая часть Уттарашадхи), а небольшое количество воды дает Юпитер, управитель знака Стрельца, куда попадает небольшая часть накшатры.
В основном имеет отношение к югу, западу, северо-востоку и востоку.
Первая пада (четверть) этого созвездия находится в навамше Стрельца и управляется Юпитером. Праведность, уверенность и экспансивность — признаки этой пады. Все кажется возможным, когда человек работает через энергии этой пады. У нее высшая вера в свои способности, знания и понимание. Будучи одновременно пушкара и варготамма навамша падой, планеты, расположенные здесь, дают сильные материальные и духовные результаты. Солнце, Юпитер, Марс и Кету здесь обладают наибольшей силой. Юпитер дает наилучшие результаты.
Вторая пада (четверть) этого созвездия находится в навамше Козерога, управляемой Сатурном. Здесь акцент делается на концентрации и материальном выражении своих мыслей, планов и желаний. Планеты, расположенные здесь дают железные нервы. Большинство вопросов этой пады сосредоточены вокруг себя, своей личности и ее выражению во внешнем мире. Здесь цель важнее средств. Здесь можно заметить преувеличенное внимание и привязанность к мирским делам и силовым структурам. Марс и Сатурн наилучшим образом могут использовать энергию этой пады (четверти).
Третья пада (четверть) этого созвездия находится в навамше Водолея, управляемого Сатурном. Здесь акцент на накоплении, как знаний, так и материальных вещей. Здесь можно заметить сильную привязанность к концепции семьи. Планеты здесь дают хорошие результаты, если человек работает над достижением своих целей, привлекая других людей. Групповая или командная работа необходима для эффективного функционирования этой пады. Раху, Меркурий и Сатурн чувствуют себя здесь комфортно. Сатурн дает самые сильные результаты.
Четвертая пада (четверть) этого созвездия находится в навамше Рыб, управляемых Юпитером. Эта пада дает физическое мастерство (совершенство), короткие поездки, мужество и филантропию. Поскольку человек старается достичь равновесия, существует постоянный конфликт между материальными и духовными ценностями. В настоящее время материальное часто преобладает. Планеты, расположенные здесь, дают энергию изобилия для достижения целей. Луна, Марс и Сатурн хорошо справляются с энергиями этой пады.
Проповедники, священники, консультанты, духовные наставники, астрологи, юристы (этического характера), судьи, правительственные чиновники, психологи, военные. Работа с лошадьми. Новаторство, исследования, борьба, битвы на мечах, фехтование и подобные виды спорта. Спортсмены, атлеты, тренеры слонов. Бизнесмены высокого ранга. Организаторы. Оборона. Авторитетные фигуры всех типов. Учителя, охранники, слуги высокого ранга. Наблюдатели за птицами и энтузиасты. Телохранители, агенты служб безопасности. Рейнджеры, охотники. Строительство. Игроки в крикет. Терапевты. Политики. Все профессии, требующие чувства ответственности и этики.
Прерии, плоские саванны, горные леса, национальные парки, заповедники дикой природы, птичьи заповедники, резервации, правительственные знаки и площадки, суды, храмы, церкви, другие религиозные строения. Университеты, университетские городки (общежития), военные базы. Традиционные города. Элитные клубы и сообщества, спортивные стадионы, крикетные площадки. Все профессии, связанные с такими местами.
Уттарашадха считается саттвичной накшатрой. Саттвичная и благотворная природа этой накшатры хорошо видна через ее управляющее божество — 10 вишвадевов.
Она принадлежит к элементу воздуха. Это должно соотноситься с ее связью с воздушной планетой — Сатурном. Помимо эфира, воздух — самый всепроникающий элемент. Уттарашадха, имеющая прямое отношение к ответственности, равноправию и справедливости, должна иметь всеохватывающие рамки для проявления всех десяти божественных качеств.
Эта накшатра считается Манушья, или человеческой накшатрой. Факт того, что управляющие божества этой накшатры, известные как Вишвадевы, а также факт того, что Вишва — один из общепринятых терминов, означающих земные дела на нашей планете, раскрывает интенсивное взаимодействие этой накшатры с человеческими делами на земном плане. Говорится, что понять и развить 10 качеств, присущих этой накшатре можно только в человеческом воплощении. По этой причине многие астральные существа, полубоги стремятся получить земное воплощение при благоприятных обстоятельствах.
Это верхняя накшатра. Все верхние накшатры считаются благоприятными для того, что растет и развивается со временем. Все действия, предпринятые под благоприятным влиянием Уттарашадхи, развиваются скачкообразно и достигают постоянства. На это также можно смотреть так, что Уттарашадха действует сверху.
Эта накшатра Дхрува — фиксированная или постоянная. Если есть накшатра, которую можно назвать постоянной — это Уттарашадха. Фактически все качества Дхрувы (сына царя-демона, бывшего горячим почитателем Вишну) — такие же, как и присущие этой накшатре. В честь этому герою полярную звезду называли в ведических текстах Дхруватарой. Подобным же образом можно понять, что Уттарашадха — ось хороших качеств, вокруг которой вращается игра жизни.
Она относится ко второй половине лунного месяца Ашадха, период, который обычно наступает в конце июля по солнечному календарю.
Уттарашадха также относится к Пурниме (15-й титхи, или лунный день) фазы роста Луны.
Планирование новых начинаний, планирование всего, составление первоначальных планов любой деятельности, начало новых действий, закладка фундаментов. Все духовные, религиозные действия и ритуалы, наведение порядка в делах, действия, требующие большой проницательности и правильных суждений. Все дела, связанные с бизнесом, подписание контрактов, продвижение, авторитетные действия, артистические предприятия, заключение брака, сексуальные действия. Заселение в новое жилище, взаимодействие с авторитетами, общественные, политические или юридические дела. Это одна из лучших накшатр для начала любого вида деятельности.
Неблагоприятно для путешествий. Не хорошо для завершений, окончаний дел. Уттарашадха в общем хороша для любой деятельности кроме неправедной (незаконной). Неэтичное, грубое, буйное, необдуманное, примитивное поведение здесь не позволяется.
Главный планетарный управитель этой накшатры — Солнце. Солнечный принцип, рожденный в Криттике, достигает здесь своего зенита. Теоретически достаточно сказать, что Солнце не существует после этой накшатры. Это означает, что в этой накшатре способность души влиять на окружение достигает в этой накшатре апогея. В высшем аспекте воля человека полностью сонастроена с волей Вселенной и таким образом все его действия на земном плане совершаются без вовлечения эго или эгоизма. Чувство хорошего и плохого, необходимое здесь, относится не к личным человеческим законам, а к божественным закона вселенского разума. В этой накшатре эго и индивидуальность приносятся в жертву великого добра.
Поскольку эта накшатра находится в знаках Стрельца и Козерога, Юпитер и Сатурн имеют к ней самое непосредственное отношение. Можно также заметить, что Юпитер и Сатурн управляют четырьмя падами этой накшатры. Комбинация экспансивного Юпитера и сдерживающего Сатурна символизируют умеренность и практичность. Поскольку Юпитер достигает максимальной точки своего падения в точке этой накшатры, находящейся в Козероге, считается, что эта часть Уттарашадхи не подходит для слишком большой надежды, экспансивности или внешних религиозных проявлений или ритуалов. Проще говоря — это место для действий, а не для слов. Конкретные практические действия, предпринимаемые здесь, создают материальный мир в соответствии с законами Вселенной.
Соединения Юпитер — Сатурн, Солнце — Юпитер, Солнце — Сатурн и Солнце — Юпитер — Сатурн несут энергию, сходную с энергией Уттарашадхи. Планеты Меркурий, Венера и Юпитер, если не действуют в высшем аспекте, находясь в части этой накшатры, расположенной в Козероге, могут сделать человека слишком материалистичным. Все планеты, расположенные в этой накшатре склонны к излишнему идеализму, если только воля человека не находится в гармонии с волей Вселенной. Любая ошибка, допускаемая под действием этой накшатры, многократно увеличивается, поскольку эта накшатра имеет невероятную способность влиять на материальный мир.
Первая пада этой накшатры соответствует «Бе», как в слове «Бет».
Вторая пада этой накшатры соответствует «Бо», как в слове «Богемия».
Третья пада этой накшатры соответствует «Джа», как в слове «Джардин».
Четвертая пада этой накшатры соответствует «Джи», как в слове «Джими».
В санскритском алфавите Уттарашадха соответствует «Бха». Соответственно, ее мантра — «Ом Бхам».
Животное — сексуальный символ этой накшатры — мангуст. Во-первых, Уттарашадха не особенно сексуальна, что понятно из того, что у мангуста нет сексуально совместимого животного среди других накшатр. Проще говоря, сексуальность — не прерогатива Уттарашадхи.
Легенда о рождении Ганеши несет в себе всю трагедию, доблесть, мужество, божественность, эзотеричность, жертвенность, обновление, возрождение, присущие этой накшатре.
«Парвати создала сына силой своего ума и сказала ему охранять ее, не подпуская никого, пока она купалась. Ее муж Шива вернулся домой и был остановлен сыном Парвати. Шива никогда раньше на видел этого мальчика и не знал кто он. А мальчик, в свою очередь, не узнал Шиву. Они обменялись резкими словами, и началась битва. Шива не победил мальчика и должен был отступить. Он чувствовал себя униженным, побежденным ребенком и обратился за помощью к Вишну и другим богам, чтобы они помогли ему победить мальчика.
В битве, которая последовала все боги, объединившись, не смогли победить ребенка. В итоге Вишну предложил план, по которому кто-то должен был сражаться с мальчиком лицом к лицу, в то время как он подлетел сзади и коварно (украдкой) выхватил топор из руки мальчика. Теория Вишну была в том, что мальчика нельзя победить, если не выхватить из его руки топор. План сработал, и Шива смог отрубить голову мальчика своим трезубцем, как только Гаруда (небесный орел, на котором ездит Вишну), выхватил топор.
Поскольку он был сыном Парвати, рожденным ее умом, она немедленно узнала о его смерти и вся картина промелькнула перед ее глазами. Она пришла в ярость и призвала все Шакти (женские энергии) Вселенной, чтобы отомстить Вишну, Шиве и всем остальным богам. Все смешалось во Вселенной, и все боги перепугались до безумия. Вишну понял, что если им не удастся быстро умиротворить, успокоить Парвати, то вся Вселенная обрушится. А это можно было сделать только воскресив мальчика.
Вишну приказал богам спуститься на землю и принести ему голову первого существа, которое они там встретят. Они встретили слона, и быстро принесли Вишну его голову. Вишну и Шива присоединили голову слона к телу мальчика, воскресив его. Гнев Парвати утих и во вселенной восстановился порядок. Мальчику дали имя Ганеша, что означает «Лидер всех родов (кланов, племен)», и милость быть почитаемым прежде всех остальных богов.
Как 21-е созвездие Уттарашадха относится к числу 21. Древние называли число 21 короной магов. Очевидно, корона здесь относится к седьмой чакре, Сахасраре, окончательном месте, куда прибывает Кундалини. Пифагорейцы считали это число особенным, поскольку оно — результат умножения священных чисел 3 и 7. Мы знаем, что есть 3 канала — Ида, Пингала и Сушумна которые переносят жизненную силу по нашим астральным телам через 7 сакральных центров (чакр). Таким образом, число 21 можно видеть как совокупность прохождения трех каналов через 7 сакральных центров. Так Уттарашадха имеет отношение к совершенствованию на всех уровнях — физическом, ментальном и духовном.
В колоде Таро 21-й аркан — Мир, который представляет весь земной план существования со всеми его сложностями и противоречиями. Он также представляет совершенствование и завершенность со вселенской точки зрения. Мы легко можем связать это с управляющими божествами этой накшатры «Десятью богами, или кураторами мира».
Эта накшатра связана с мудрецом Крату, одним из семи небесных мудрецов, заботящихся о делах нашей галактики. Имя этого мудреца переводится как «вдохновитель». В некотором смысле вдохновлять других — одна из основных функций Уттарашадхи, поскольку ее собственная добродетель служит примером для других. Поскольку Мудрец Крату связан только с мягкими накшатрами, мы можем сделать вывод, что он играет аналогичную роль в небесных кругах.