Шравана, высшее проявление лунной энергии, представлена на небосводе тремя яркими звездами в созвездии, известном под названием созвездие Орла (Акила). В современной астрономии эти звезды известны под именами Альтаир Орла (Альфа-Акила), Альшаин Орла (Бета-Акила) и Таразед Орла (Гамма-Акила). Эти три звезды можно видеть собранными вместе на верху созвездия Козерога. Альтаир, с видимой звездной величиной в 0.93 является одним из самых ярких объектов в ночном небе, делая Шравану легко видимым созвездием. Согласно пураническим легендам, эти звезды символизируют три шага, которые сделал Вишну в своем воплощении Вамана.
«Шравана» переводится двумя совершенно несвязанными друг с другом понятиями — «слух» и «хромой». Значение «хромой» имеет очевидную отсылку к трем шагам Вишну (для более подробного объяснения обратитесь к легенде в эзотерической части); в то время как «слух», как мы убедимся позже, формирует то основное, что есть в этом созвездии.
Его другое название «Ашваттха», термин, используемый для Фикуса Священного (Ficus Religiosa). В Ведических текстах этому дереву всегда придается огромное значение. Стоит также упомянуть, что Будда достиг просветления, медитируя именно под этим деревом.
Существует три основных символа этой накшатры. Один — «ряд в три шага», который, как мы можем видеть из образа накшатры, представлен составляющими созвездие звездами. Предполагается, что эти три шага были сделаны Вишну в одну из его инкарнаций, цель которой была установить порядок во вселенной посредством возвращения небес богам, а земли — людям. Мы будем обсуждать эту историю более подробно в эзотерической части. Эти три шага можно рассматривать как тройной закон, посредством которого космический разум поддерживает порядок во вселенной. Природа, как мы знаем, действует тремя способами, и этот тройной закон соотносится с тремя видами взаимодействия между этими тремя способами.
«Трезубец» — еще один символ этого созвездия, который еще раз подчеркивает связь этого созвездия с цифрой «3». Большинство нумерологов знают, что «3» — это число коммуникации и энергии, ответственной за установление порядка во вселенной. Именно поэтому все древние культуры имели 3 основных божества, ответственных за то, чтобы следить за порядком во вселенной.
«Ухо» — повсеместно используемый символ этого созвездия, который, как мы видим, напрямую вытекает из названия. Таким образом, можно сказать, что коммуникации в данном созвездии более сконцентрированы на том, чтобы слушать, а не говорить. Слушание — единственный способ, которым мы можем узнать и изучить что-нибудь. Чтобы еще больше подчеркнуть этот аспект, некоторые мудрецы приписывали в качестве символа этого созвездия три уха, а не одно. Читатель может увидеть, что в образе этой накшатры присутствует дерево, «полное ушей». В древнеиндийской Ведической традиции знания передавались устно от учителя к ученику (шрути), и умение слушать автоматически становилось самым важным качеством, которым только мог обладать человек. И именно благодаря такой устной передаче мы можем получить Ведические знания в их первозданном виде. Из этого мы также можем понять, что это созвездие также относится к способности сохранять в соответствии с природой знака, на который оно падает. Если человек находится под сильным влиянием Шраваны, астролог смело может советовать ему учиться больше слушать окружающих или больше внимания уделять своему внутреннему голосу, чтобы он мог успешнее расти и прогрессировать в жизни.
Вишну, хранитель в Троице, является главенствующим Божеством для этого созвездия. Его взаимоотношения с этой накшатрой уже установлены посредством символизма и мифологии, ассоциируемой с этой накшатрой. И именно благодаря такой сильной связи с Вишну эта накшатра обладает такими сильными организаторскими способностями, которые, как правило, присущи Козерогу. В соответствии с характером Вишну этой накшатре нравится устанавливать порядок посредством такта и ума и всеми доступными способами. Она дает человеку способность слушать, усваивать и размышлять над проблемой, чтобы найти ее решение. Подобно Вишну, это созвездие не благоволит спешке в делах и готово проявить терпение и подождать, когда придет подходящий момент.
Сарасвати, Богиня мудрости и знания, также связывается с этой накшатрой, несмотря на то что немногие ученые признают этот факт. Эта накшатра посвящена не только слушанию. Она также имеет отношение к речи и способности облекать знания в слова. Кто-то должен говорить, чтобы кто-то мог слушать! Эти взаимоотношения с Сарасвати связывают эту накшатру с использованием и изучением языков, музыкой и всем, что связано с обучением и образованием.
В позитивном смысле Шравана — миролюбивая и дружелюбная накшатра, которая пытается быть разумной и жить в мире со своим окружением. Она расчетлива, но в своем высшем проявлении у этой расчетливости нет эгоистичной мотивации. Даже ее упрямый, упорный характер направляется к более высоким целям в своем позитивном аспекте. Это настойчивая накшатра, которая не любит оставлять дело в середине и незаконченным. Возможно, именно поэтому считается, что все, что начато в эту накшатру, обязательно будет завершено.
В своем негативном проявлении все ее качества, такие, как упорство, дальновидность и знания, используются исключительно в эгоистичных, корыстных целях. Ее умение слушать, учиться и учить значительным вещам обычно теряется в сплетнях, злословии, клевете и манипуляциях. Так как это очень целеустремленная накшатра, она становится опасной, когда ее цели становятся низкими и неэтичными. Ограниченность — одна из сильнейших черт, которые проявляются при негативном проявлении влияния этой накшатры. Эта накшатра требует умерить свое эго, так как только непредвзятое слушание — путь к учению. Всегда существует опасность, что человек с сильным влиянием этой накшатры научится неправильным вещам. Людям, рожденным с сильным влиянием этого созвездия, всегда нужно внимательно относиться к тем, с кем они водят дружбу. В них всегда есть некоторая безрассудная храбрость, любовь к ненужному риску и они всегда могут стать жертвами обмана и плохих советов.
В своем высшем проявлении это созвездие связано с обретением универсального знания, целью которого является установление порядка в материальном мире. Оно обычно дает очень сильную эрудицию, а также смекалку и мудрость. Ораторское искусство и все другие виды преподавания и лекторства даются людям с этой накшатрой очень легко и без усилий. В настоящее время, однако, организаторские способности этой накшатры часто используются в негативных, деструктивных целях. Это созвездие тесно связано со средствами массовой информации, а большинство из них в наши времена используются, чтобы распространять недостоверную информацию, ложь и негативные влияния.
Шравана — социально активная накшатра, которая получает удовольствие от общественных дел. Она обладает очень деловым подходом к вещам, хотя и проявляя дружеские чувства и приветливость в качестве своей первичной цели. Если эта накшатра поднимается в асценденте, то такой человек, скорее всего, будет зрелым в своих суждениях и проявлениях, изобретательным, обладать хорошими манерами и проницательным взглядом. Во внешности такого человека будет присутствовать смесь Лунной мягкости и Сатурнианской жесткости. Такие люди обычно хорошо умеют вести умную беседу и заставляют остальных чувствовать себя легко в их присутствии. В наши времена многие из них проводят очень много времени в разговорах по телефону! Будет ли такой человек больше говорить или слушать, зависит от того, какая планета расположена в этом созвездии. Например, если это Сатурн, то человек будет больше слушать и ему будет не очень легко говорить, если же это Марс, то человек, скорее всего, будет болтуном, но может быть не очень хорошим слушателем.
Философские и религиозные взгляды, которые присущи образу мышления этой накшатры, можно сформулировать следующим образом: «Бог это Слово...» и «Вначале было слово, из которого появилось все остальное...». Верно, что Ом (или Аум) был первым звуком в начале сотворения мира, но важно также помнить, что семя, из которого развилась Вселенная, находилось в состоянии молчания до этого. «Слово» это не Бог, а только одно из многочисленных выражений величайшего первопричинного принципа, известного всем — Бога.
Одной из причин падения этой накшатры могут быть чрезмерные траты, что может привести к долгам и бедности. Она также может нажить себе врагов из-за своей нетерпимости, ограниченности и фанатичным этическим взглядам. Эта накшатра неблагоприятна для рождения и воспитания детей. Это тем более верно в гороскопе, в котором это созвездие попадает в пятый дом, или если хозяин пятого дома попадает в это созвездие, обычно это приносит мало детей и мало счастья от детей, и даже напротив, много причин для волнений, связанных с детьми.
В универсальной схеме вещей Шравана олицетворяет «апрадришья шакти» — энергию, которая дает постоянные победы. Этот символизм имеет достижимые цели сверху и силу для достижения этих целей снизу. Этот образ совершенно ясный и не требующий разъяснений. Единственное, что стоит упомянуть в этой связи, это то, что сила эта — не индивидуальная, а коллективная, которая приходит через союз с высшими силами добра, когда человек всем сердцем и бескорыстно пытается поставить принципы добродетели и нравственности превыше неправедности и зла и искренне следует этим принципам.
Шравана считается пассивной накшатрой. Ее пассивность отражает тот факт, что она открыта и готова воспринимать и слушать других. На самом деле большая часть из ее организаторских умений как раз и приходит из этого пассивного подхода к вещам. Она как бы позволяет всему организовываться само собой, а не вмешиваться в процесс слишком активно.
Ее каста — изгой, маргинал, чужеземец, внекастовый. Кого-то может удивить, что такая благожелательная и любящая жизненные блага накшатра считается изгоем. Данное восприятие частично связанно с тем, что эта накшатра некоторым образом связана с более низшим созвездием Козерога, считавшимся рабочим классом в древние времена.Оно связывалось с людьми, которые, строго говоря, должны были слушаться приказов и выполнять их. На более высоком уровне эта накшатра относится к личностям, которые слушают и следуют советам своего внутреннего голоса, нимало не заботясь о социальном порядке того времени, что опять таки заставляет их становиться изгоями.
Это мужская накшатра. Это можно легко увидеть из того, что основное ее божество — Вишну, один из носителей мужского принципа. Она несет в себе чувство объективности, справедливости — очень мужские качества. В ней есть также и мягкая, более женственная сторона, так как Сарасвати, одна из трех основных женских архетипов, также связана с ней. Опять же, женские качества Сарасвати здесь относятся к логике, разуму и обучению, но ее влияние приносит все-таки некоторую чувствительность.
Основные части тела, которые относятся к этой накшатре, это уши и половые органы. По нашему мнению, во-первых, это, конечно, уши, и уже во вторую очередь — половые органы. Зная символ и изображение этой накшатры, ее отношение к ушам неудивительно. Кроме того, что это орган слуха, они также являются балансирующими органами тела. Это в очередной раз подчеркивает сбалансированную природу этого созвездия. Его ассоциация с половыми органами в основном обусловлена его связью с деторождением, как одним из средств сохранения жизни.
Шравана также отвечает за походку. Козерог, как известно, является знаком, ответственным за походку, но ответственна за нее только Шравана как его часть. Негативное влияние этой накшатры может стать результатом хромоты или паралича ног, особенно если вовлечены хозяева 9, 10, 11 и 12 домов.
В основном это Капха накшатра благодаря своей сильной связи с Луной.
Основные направления — юг и северо-запад.
Первая пада этого созвездия попадет в навамшу Овна и, таким образом, управляется Марсом. Люди, рожденные в эту паду выражают глубинные марсианские качества этой накшатры, а именно: логику, инициативность, важность карьерных устремлений и амбициозность.
Вторая пада этого созвездия попадает в навамшу Тельца, управляемую Венерой. Таким образом, такие венерианские качества, как дипломатичность, тактичность и вежливость доминирует в проявлении этой накшатры. Эта пада соответствует навамше Пушкара и любая планета, расположенная в ней даст прекрасные результаты в том, что относится к этому созвездию. Эта пада относится к тем, кто вовлечен в организационную деятельность в индустрии развлечений, особенно в музыкальном бизнесе.
Третья пада этого созвездия попадает в навамшу Близнецов, которая управляется Меркурием. Эта пада делает более заметной ту часть Шраваны, которая является гибкой, изобретательной, обладающей хорошими умениями в речи, беседах, и любит учиться. Она отвечает за тех, что работает в средствах массовой информации и других профессиях, связанных с коммуникацией.
Четвертая пада этого созвездия попадает в навамшу Рака, управляемую Луной. Эта пада олицетворяет ту часть Шраваны, которая является понимающей, сочувствующей и восприимчивой. Это пада более всех ориентирована на массы и, соответственно, больше всего относится к тем, кто работает в важных общественных организациях или тем, кто занимается лунными профессиями, такими как, например, работники гостиничного бизнеса, хозяева гостиниц.
Учителя, проповедники и работники сферы образования во всех областях; ученые, студенты и все, кто каким-то образом связаны с университетами; лингвисты, переводчики; сказочники, рассказчики; комики; работники музыкальной и звукозаписывающей индустрий (в основном, продюсеры и звукорежиссеры); телефонные операторы и те, кто зарабатывают на жизнь занятиями, связанными с телефоном; профессионалы, занятые сохранением древних традиций и те, кто занимаются исследованием древности; занимающие организаторские позиции в малых и крупных корпорациях; авторы колонок светской хроники, ведущие новостей, ток-шоу и вообще работники радио и телевидения; консультанты, психиаторы, психоаналитики и психологи; радиооператоры в различных областях (даже те, кто принимает сигналы от других цивилизаций в космосе); туристические агенты и все те, кто связан с транспортом и туризмом; работники гостиничного и ресторанного бизнесов; на более высоком уровне — целители и врачи холистической медицины, на более низком — люди, работающие в заместительной медицине, больницах, медработники в целом; работники благотворительных организаций и сообществ.
Университеты; Библиотеки; Школы; Колледжи; Общественные лекционные залы и другие места общественных сборищ; Звукозаписывающие компании; больницы; телефонные компании; все другие места, связанные с вышеуказанными профессиями.
Преимущественно, это раджасическая накшатра. Это означает, что она активна в материальном, практичном смысле. Эта активность может мотивироваться либо всеобщими интересами, либо исключительно личными целями, в зависимости от эволюционного уровня души человека. В общем и целом, это хорошая накшатра для приобретения жизненных благ и материальных достижений. Если человек, у которого влияние этой накшатры сильно — материально неблагополучен, можно смело предположить, что эта бедность — его собственная вина, а не что-то, что положено ему по судьбе.
Ее элемент — Воздух, что опять же подчеркивает важность аспекта коммуникаций для этой накшатры. Как правило, у нее хорошие отношения с огненными накшатрами, такими, как Уттарапхалгуни и т.д.
Эта накшатра чтит Бога. Это очевидно, так как Вишну, предвестник божественных качеств, руководит ею. Это относится к таким качествам, как мягкость, доброта, дружелюбие, свободомыслие, удача и процветание, разумность и общительность. Люди с сильным влиянием Шраваны подумают дважды прежде, чем причинить зло другим и они редко бывают замешаны в какие либо проявления жестокости.
Это — смотрящая вверх накшатра. Это относится к ее открытому отношению к жизни вообще. Все-таки Вишну сделал три очень больших шага (легенда в эзотерической части), чтобы забрать власть над всеми тремя мирами у Бали (царя-демона). Это широта взглядов и открытость всегодняшнем мире сводится к амбициозности.
Это — подвижная накшатра. Таким образом, эта накшатра благоприятствует путешествиям, в основном, по работе. Для многих обладателей этой накшатры путешествие — это часть их работы, которая может заключаться в обучении и чтении лекций. Им нравится все, что связано с путешествиями — жизнь в гостиницах, переезды с места на места и т.д.
Ее энергии соответствуют первые 9 дней лунного месяца Шравана. Этот период обычно соответствует августу в солнечном календаре.
Шравана также относится к Тритья (3-й титхи, или лунный день) растущей и убывающей фаз лунного цикла.
Религиозные ритуалы и представления; новые начинания; покупка недвижимости и переезд в новый дом; медицинские процедуры и применения лечебных средств; превентивные меры любых видов; слушать советы (слушание в общем); общественные взаимодействия и публичные действия; учеба, изучение языков и классических традиций; читать и писать; музыка, философия и медитация; хорошо для сексуальной активности; улаживание конфликтов; любая организационная деятельность; приготовление и принятие лечебных трав и лекарств; политика; покупка новой одежды, предметов и инструментов для дома или бизнеса; инициации в духовном обучении; получать и давать консультации; важные телефонные звонки; благоприятно для путешествий, особенно в направлениях этой накшатры; брать новое имя; гуманитарные действия; почитание Вишну и Сарасвати.
Неблагоприятно для агрессивных, сомнительных или рискованных предприятий, таких как судебные процессы, войны и т.д.; творчества, предусматривающего ручной труд; окончания дел, например сноса старых зданий; почитания жестоких, суровых божеств, таких как Рудра; также считается неблагоприятным для свадебных церемоний и усыновления детей.
Луна и Сатурн — две планеты, правящие этой накшатрой. Луна считается главной управляющей планетой, а Сатурн управляет Козерогом, созвездием, на которое выпадает эта накшатра. Луна отвечает за восприимчивость и понимание Шраваны, а Сатурн за ее сохраняющий и организаторский аспект.
Обе этих планеты, и Луна, и Сатурн тесно связаны с массами и массовым сознанием. Именно отсюда эта накшатра берет свою способность влиять на массовое мнение. 10 дом, который сходен по энергиям с Шраваной, дает позицию и влияние, чтобы человек мог нести в массы универсальные ценности и взгляды. В сегодняшнем мире, однако, где большинство невежественно и малообразованно, а лидеры глупы и заботятся только о собственных интересах, только негативные стороны этой накшатры претворяются в жизнь. В своем высшем проявлении это относится к распространению общепринятых нравственных истин и общечеловеческих истин посредством увлекательных и легких для восприятия Ведических эпических сказаний, таких как «Махабхарата» и «Рамаяна».
Лунная энергия достигает завершения в Шраване. В нумерологии цифра «2» считается числом Луны. Шравана — 22 созвездие и двойная двойка символизирует совокупность лунной энергии. Это означает, что все худшие и лучшие лунные качества выражены через эту накшатру. Благодаря ее исключительной восприимчивости, здесь очень вероятны ошибки в суждениях. Другие негативные лунные черты, такие как непостоянство, нерешительность, воображаемые страхи и фобии также проявляются в полной мере в этой накшатре. И только в высокоразвитых душах мы можем видеть позитивные лунные качества, такие как сострадание, материнская забота, и полное всеприятие.
Луна в Козероге, Сатурн в Раке или Луна и Сатурн вместе в любом знаке или доме — местоположения и комбинации, которые несут сходные с Шраваной энергии.
Луна, Сатурн, Марс, Меркурий и Венера чувствуют себя хорошо и преуспевают в Шраване. Венера, однако, может сделать человека слишком привязанным к материальным ценностям, если только нет других облагораживающих факторов.
Первая пада этого созвездия соответствует слогу «Джу».
Вторая пада этого созвездия соответствует слогу «Дже».
Третья пада этого созвездия соответствует слогу «Джо».
Четвертая пада этого созвездия соответствует слогу «Гха».
В саскритском алфавите Шравана соответствует слогу «Мам», таким образом, ее мантра «Ом Мам».
Животное, олицетворяющее сексуальный тип этой накшатры — Обезьяна, что указывает на его большее влечение к ласкам и игривости, а не к половому акту как таковому. Те, кто находится под сильным влиянием этой накшатры, могут быть склонны слишком выставлять напоказ свою сексуальную активность. Хотя, они больше говорят об этом, нежели действуют в реальности.
Главная пураническая легенда, связанная с этим созвездием приведена далее:
«Правитель — демон под именем Бали, благодаря своему могуществу и отваге взял под свой контроль все три мира (земля, небеса и загробный мир). Побежденные дэвы (полубоги) воззвали к Вишну о помощи. Вишну пообещал им, что он вернет им их небесную обитель и избавит вселенную от правления демонов. Он подождал, пока Бали не стал совершать большую Ягью (сложная религиозная церемония). Одним из правил этой Ягьи было то, что Бали не мог отказать в просьбе любому брахману. Помня это, Вишну пришел на церемонию в образе молодого юноши-брахмана. Как и всех остальных брахманов, присутствующих на церемонии, Бали принял его с почтением и спросил, что он может для него сделать. Вишну, в своем образе Вамана (молодой юноша Брахман) попросил Бали подарить ему землю, которую он сможет отмерить тремя своими шагами. Эта просьба позабавила Бали, и он подумал, «с чего бы это этот юноша Брахман попросил чего-то такого малого, как кусок земли в три своих шага, когда он мог попросить меня о множестве других вещей?»
Наставник Бали, Шукрачарья, смог разгадать действия Вишну и предупредил Бали, что не следует соглашаться на просьбу этого мальчика-брахмана, который выглядел так невинно. Бали был человеком своего слова и сказал наставнику, что, хотя он его почитает и уважает, он не может пойти против своей клятвы, и у него нет выбора, кроме как удовлетворить просьбу мальчика. Шукрачарья был в бешенстве из-за того, что Бали не обращает должного внимания на его советы и покинул собрание. Когда Бали начал выливать святую воду из чаши в качестве ритуала, скрепляя свое обещание исполнить желание мальчика, Шукрачарья принял форму очень маленького предмета и заткнул горлышко так, чтобы вода не могла вытечь из него. Вишну понял его замысел и взял острую узкую травинку, чтобы удалить препятствие. Говорят, что эта травинка попала в глаз Шукрачарьи, и он его лишился, именно поэтому с тех самых пор его изображают одноглазым.
Как только препятствие было удалено, пришло время мальчику брахману отмерить себе обещанную землю тремя шагами. Внезапно мальчик начал расти и увеличиваться в размерах до тех пор, пока он не стал настолько большим, что никто не мог уже видеть его голову. Одним своим шагом он покрыл землю и загробный мир, а вторым — небеса. Затем Вишну повернулся к Бали и спросил его: «А куда же мне ступить в третий раз?», на что Бали, понимая, что кроме этого у него нет другого места, куда бы мог Вишну поставить свою ногу, подставил свою голову. Вишну улыбнулся и опустил ногу на голову Бали.
Бали немедленно перенесли в самый нижний из четырнадцати миров (лока). Таким образом, Вишну восстановил небесный мир для богов, а землю — для людей. Следует заметить, однако, что ему понравилась щедрость Бали и его преданность вселенским законам. Он даровал ему статус привратника внешней защитной оболочки вселенной. Он также пообещал выручать его, когда бы это ни понадобилось. Позже Вишну сменил его на посту привратника, когда Бали попросил его об этом.
Если поразмыслить над этой историей, она откроет нам все о природе, характере, образе поведения и качествах Шраваны. Вишну, принявший вид невинного мальчика-брахмана, соответствует дружелюбному, невинному впечатлению, которое часто производит эта накшатра. Эта накшатра проявляет ум и сообразительность в достижении своих целей, точно так же как Вишну это сделал. Она также держит свое слово, подобно тому, как это сделал Бали.
Одна интересная деталь открывается нам в этой истории — Венера не любит быть расположенной в этом созвездии, что неудивительно, если мы вспомним, какая незавидная роль здесь отведена Шукрачарье, который тесно связан с планетой Шукра (Венера). Это может показаться странным, так как Козерог считается дружелюбным знаком для Венеры. По нашему мнению, Венера чувствует себя лучше в других частях Козерога, не в части, где обитает Шравана.
Эта история также еще больше подчеркивает высшее проявление этой накшатры — поддержание универсальных вселенских законов любой ценой. Так как «21» это знак совершенства, «22» в древних мистических школах считалась нулем или новым началом. Даже в колоде Таро не существует двадцать второй карты. Вместо этого есть нулевая карта, известная как «Шут (Глупец)». «Глупец» это человек, готовый броситься в новую, неизвестную ситуацию, нимало не заботясь о прошлом, будущем или последствиях. Если данным человеком управляет вселенский разум, тогда предпринимаемые им действия плодотворны и необходимы. Если же цели его исключительно эгоистичны и управляет им другие недостойные внешние влияния, то последствия, как правило, плачевны. И такой человек — олицетворение всего, что есть в Шраване.
Эта накшатра относится к мудрецу Вашишта, одному из семи божественных мудрецов, которые наблюдают за событиями в нашей вселенной. Имя этого мудреца переводится как «обладатель материальных благ, изобилия», так что аспект материальной успешности этой накшатры подчеркивается еще и этим.