Уттарабхадрапада, высшая точка проявления сатурнианской энергии, представлена на Божественном небесном своде двумя яркими звездами, одна из которых находится в созвездии Пегаса, другую видно в созвездии Андромеды. Древним Ведическим пророкам представлялись эти две звезды формирующими заднюю опору смертного одра (или кровати). Также древние мудрецы видели эти две звезды, образующими вместе с другими двумя звездами Пурвабхадрапады квадратную кровать (известная как «Квадрат Пегаса»).
Эти две звезды, которые расположены в созвездиях Пегаса и Андромеды соответственно, известны в современной астрономии как Гамма Пегаса (Algenib) и Альфа Андромеды (Alpheratz). Их можно увидеть над созвездием Рыб. Видимая звездная величина Гамма Пегаса составляет 2,84, сама звезда находится ближе к зодиакальной эклиптике. Альфа Андромеды, наиболее яркая из двух, находится вдалеке от зодиакальной эклиптики. Ее видимая звездная величина составляет 2,06. Обе звезды можно с легкостью обнаружить в ночном небе, определив Андромеду — одно из ярчайших созвездий.
«Уттарабхадрапада» переводится как «счастливые стопы». Второе название этой накшатры — Уттарапроштхапада, что в переводе означает «ножки стула». Такие названия и значения обусловлены тем, что это созвездие образует пару вместе с созвездием Пурвабхадрападой; названия не связаны с самой природой накшатры или ее проявлением.
Главный символ этой накшатры — «задние ножки смертного одра». Смертное ложе обозначает наш выход из этого мира, знак Рыбы или 12-й дом в карте также обозначают конец, выход. Поскольку это созвездие является центром знака Рыб, вполне закономерно, что оно обозначает задние ножки смертного одра. В то же время противоположное созвездие, Пурвабхадрапада, обозначает передние ножки смертного одра. В каком-то смысле эта накшатра обозначает состояние после смерти, в то время как Пурвабхадрапада относится к процессу умирания. Задняя часть обычной кровати — также является символом этого созвездия. Поскольку 12-й дом в карте имеет отношение ко сну, а сон можно рассматривать как временную смерть, обычная кровать также будет иметь отношение к этому созвездию. Уттарабхадрапада обозначает состояние глубокого сна без сновидений, в котором человек погружается глубоко в подсознание. Эта накшатра может также иметь отношение к сновидениям и всем подобным состояниям.
Еще одним символом этой накшатры, на наш взгляд, является змея, свернутая в два с половиной кольца, символизирующая Кундалини — первобытную жизненную силу, находящуюся в основании спинного хребта. Это созвездие символизирует просветление посредством пробуждения всех семи центров на пути пробуждения кундалини. Процесс пробуждения кундалини начинается в накшатре Анурадха, которую можно рассматривать как дружественное созвездие в том смысле, что Сатурн управляет обеими. Как уже выше обсуждалось в одноименной главе, Анурадха пробуждает кундалини, в то время как Уттарабхадрапада обозначает кульминацию этого процесса.
Управляющее Божество рассматриваемой накшатры — Ахи Будхнья (Ahir Bhudhanya) — персонаж, покрытый тайной, в соответствии с основной энергией этого созвездия. Его своеобразное имя можно перевести как «змей глубин» или «змей, обитающий под землей». В большинстве Ведических текстов не так много написано про это Божество, кроме упоминания о нем, как о Боге змей, обитающем в первозданных глубинах. На западе есть подобные мифы о мистических подводных змеевидных существах, например Лохнесское чудовище в Шотландии. Ведическая мифология полна историй про змееподобных существ, живущих на дне озер, рек и океанов. Эти существа также живут во всех нижних мирах. Ахи Будхнья является коллективным образом всех этих змееподобных существ.
Существует очевидная связь между могуществом змеи, которому поклонялись во всех древних культурах, и этим созвездием. Ахи Будхнье поклонялись как Богу, отвечающему за поддержание плодородия земли. Символику змеи, лежащей в ядре земли и поддерживающей ее существование и плодородие, можно найти во всех древних культурах. На Западе Плутону, планете-управителю преисподней, приписывались подобные характеристики.
Ахи Будхнья — более мудрое и сострадательное Божество по сравнению с Аджа-Экападой (смотрите раздел о Пурвабхадрападе). Присущие ему качества схожи с западным представлением о Боге, управляющем Нептуном, который не особо стремится раскрывать свою природу. Так же как и Нептун, он управляет Божественным океаном. Даже Вишну, хранитель в индуистской триаде (тримурти), имеет подобную символику — пребывающий во сне на ложе из змей в мировом океане.
Шива, Бог разрушения в индуистской триаде, главенствует в управлении этим созвездием, в то время как символика созвездия относится к Вишну. Созвездие несет в себе оттенок распада в облике смерти, трансформации и просвещения посредством разрушения форм — сферы влияния Шивы. Его шею также обвивает змея!
Следует отметить, что точно описать характер этой накшатры очень сложно. Она может действовать множеством способов и подстраиваться к своим потребностям и окружению. Поскольку мудрость — ключевое слово для этой накшатры, рожденные под ее покровительством действуют, вероятнее всего, исходя из потребностей конкретной ситуации, нежели из каких-либо бессознательных архетипов.
Истинные намерения этой накшатры всегда очень тяжело определить. Рожденные под ее покровительством подобны неуловимому подводному змею. Так же как океан вмещает в себе огромное разнообразие растительного и животного мира, эта накшатра обладает огромным разнообразием качеств, свойств и проявлений.
Несмотря на кажущуюся гибкость этой накшатры, она имеет достаточно стабильный характер и, как правило, решительно настроена на достижение своих целей. Гибкость в этом случае — просто средство для достижения цели. Эту накшатру можно сравнить с мудрым стариком. Она никогда не действует поспешно и достаточно часто может откладывать какие-либо действия слишком надолго себе же во благо. В большинстве случаев это просто лень, как на физическом уровне, так и на ментальном.
Понять эту накшатру можно, если понять архетип старого мудрого вождя индейского (туземского) племени. Его мудрость исходит из опыта. Он расчетлив, когда речь идет о достижении намеченной цели. Рожденный под ее покровительством всегда держит в уме целостную картину, когда составляет планы, принимает решения и т.д. Уттарабхадрапада действует с осторожностью и сдержанностью, при этом держит все под контролем. Намерения этой накшатры, как правило, доброжелательны. Ее амбиции неэгоистичны и полны сопереживания, понимания и сострадания.
Рожденные в эту накшатру становятся хорошими консультантами. Вода, как мы знаем, имеет способность гасить любой огонь. Таким же образом охлаждающая природа этой накшатры имеет способность успокаивать и умиротворять такие эмоции как: гнев, месть, зависть и т.д. В прошлом среди диких племен была традиция обращаться к старому и мудрому вождю за утешением и советом в трудные времена. Уровень сострадания, который эта накшатра может проявить, очевидно, зависит от уровня эволюции души, о которой идет речь.
Расчетливый ум наделяет эту накшатру способностями в науках, связанных со Вселенским Разумом, в таких как: астрология, нумерология, йога, медитация.
Рожденные с асцендентом в Уттарабхадрападе обладают внешностью безмятежного и спокойного человека. Они прилагают все усилия, чтобы оставаться счастливыми при трудных, тревожных и неблагоприятных обстоятельствах. Уттарабхадрапада наделяет человека крупным телосложением с широкими плечами. Эту характеристику дает подобие накшатры широкому океану. Человек обычно невысокого роста, с тенденцией набирать вес, особенно с возрастом. Уттарабхадрапада обычно награждает человека скромностью, инертностью и пассивностью. Представители этой накшатры, как правило, не спешат. Эта тенденция иногда приводит к тому, что они ленятся и не хотят действовать тогда, когда бездействие абсолютно недопустимо.
В определении того, как накшатра будет себя проявлять, многое зависит от положения Сатурна в каждой отдельной карте. Подводная змея — достаточно инертна и неподвижна, поэтому она нуждается в каком-то внешнем стимуле или силе, которая бы заставила ее действовать. Присутствие огненных и оптимистичных планет, таких как Марс, Солнце и Юпитер в этой накшатре, помогают пробудить ее спящую инерцию. Необходимо упомянуть, что нахождение любой планеты в этой накшатре делает ее более динамичной.
Уттарабхадрапада может спровоцировать разрушения или, казалось бы, зловредные действия, но, в отличие от ее предшественницы — накшатры Пурвабхадрапады — эти действия направлены во имя здравого смысла. Уттарабхадрапада, даже создавая разрушения, не акцентирует свое внимание на жестокости и безнравственности по сравнению с предыдущей накшатрой. Гнев Уттарабхадрапады благороден, поэтому ее действия не бездумны.
Обоснованность — очередной ключ к разгадке этой накшатры. Она любит представлять решения наиболее выгодными для всех участников. Интересно заметить, что эта накшатра видит потребности других, но почти всегда оказывается в выгоде от других. Рожденные в эту накшатру обычно получают подарки, пожертвования, наследство и т.д. Также интересным является тот факт, что эта накшатра очень хорошо зарабатывает и работает с деньгами.
Рассматриваемая накшатра относится к Ванна Прастха, к третьему уровню жизни по древним Ведическим текстам, согласно которым рожденные под ее покровительством должны разорвать узы материального мира и уйти в лес в поиске просветления. накшатра обладает качествами скрытности и уединенности, которые могут повлиять на порой преждевременное отстранение от мирских обязанностей. Независимо от того, на какой ступени эволюции находится душа, рожденная в Уттарабхадрападу, в ней всегда есть стремление к высшим знаниям.
В универсальной модели бытия Уттарапхадрапада относится к «варшодьямана шакти» — сила, привлекающая дождь. Этот символизм включает дождевые тучи вверху и растения внизу. Подобный образ несет в себе не только понятие плодородности. В данном случае дождь соединяет нас с успокаивающими вибрациями Вселенной, которые могут вливаться в наше астральное и каузальное тела, если мы открыты. Этот Божественный дождь сходит на нас из Вселенского океана сознания, когда горячее Солнце (представляющее наше «я» — Атма) прикасается к нему. Читатель может обратиться к целостному образу Уттарабхадрапады, чтобы лучше понять весь процесс.
Уттарабхадрапада — уравновешенная накшатра. Мы уже заметили, что этой накшатре необходимо определенное время перед тем, как что-либо предпринять. В хорошем положении она дает человеку мудрость правильно определять перспективу в жизни. Будучи пораженной, она делает человека слишком консервативным, испытывающим страх встретиться с реальностью и изменениями.
Эта накшатра относится к социальной группе воинов — Кшатриям. Может показаться странным, что такая сдержанная накшатра отнесена к этой касте. Так происходит из-за связи с энергиями Плутона и Шивы. Уттарабхадрапада — всегда воин, но не такой агрессивный и жестокий, как ее предшественница Пурвапхадрапада. Она действует типичным для кшатрия образом, ставя цели и достигая их.
Это мужская накшатра. Юпитер, как управляющая планета, наделяет эту накшатру мужскими характеристиками. Оба Божества, управляющие ею, также мужского пола.
Накшатра отвечает за боковые части тела, включая боковые поверхности ног, голеней, стоп.
Эта накшатра несет энергию «Питты» (огня). Эта ассоциация происходит от ее символа — смертного ложа. Как уже ранее упоминалось, эта лунная стоянка связана с ядром земли, которое, как нам известно, является самой горячей частью нашей планеты.
Накшатра управляет северо-западным направлением.
Первая пада созвездия попадает в созвездие Льва в Навамше, им управляет Солнце. Она представляет активную, светящуюся, гордую и ориентированную на достижение целей сторону накшатры. Как солнце во время восхода или заката на океанском горизонте разливает свои лучи, так же действует и эта часть накшатры, распространяя свет своего опыта.
Вторая пада созвездия попадает в созвездие Девы в Навамше, которым управляет Меркурий. Эта часть относится к аналитической, рассудительной и планирующей стороне накшатры. Она стремится найти мудрость в мелочах, и планеты в этом случае как будто бы создают фон, а не раскрывают себя.
Третья пада созвездия попадает в созвездие Весов в Навамше, которым управляет Венера. Эта часть относится к пассивной стороне накшатры, ищущей баланс и равновесие в жизни. Планеты в этой части находятся в поиске мудрости посредством баланса и объективности. В то же время это дает чрезмерную пассивность и недостаток энергии для раскрытия результатов поиска.
Четвертая пада созвездия попадает в созвездие Скорпиона в Навамше, управляемое Марсом. Отсюда оккультные и таинственные характеристики накшатры. Эта четверть дает или чрезмерное замешательство, или достижение глубин мудрости. В любом случае воплощение этих энергий проходит в агрессивной манере. Эта четверть накшатры дает во всех сферах, которых касается (будь то планета или дом), напряжение и накал страстей.
Специалисты по йоге и медитации; консультанты и врачи; шаманы; целители; специалисты по Тантре и другим оккультным наукам; гадалки; отрекшиеся от мирской жизни; монахи и отшельники. Работа в благотворительных организациях; исследователи; философы; поэты писатели; музыканты и артисты. Деятельность, требующая проявления экстраординарных способностей: терпение, озарение, эрудиция или компетентность. Профессии, которые не подразумевают высокой подвижности, такие как: продавец-консультант, ночной сторож, дворецкий, историк, библиотекарь. Те, кто не трудоустроены, полагаются на наследство или благотворительность.
Библиотеки, храмы и музеи; магазины оккультных наук; античные развалины; исторические места; места кремации; святые места и места паломничества; пещеры; горные пещеры; центры медитации; все места подходящие для медитации, тихие и спокойные места; здания, где располагаются благотворительные организации; леса, горные хребты и другие необитаемые одинокие места; дно озер, глубоких морей и океанов; центры социального благополучия; центры психических и духовных исследований.
Эта накшатра тамастична по своей природе. Основное ее свойство инертности и распада на всех уровнях существования привело к тому, что древние Ведические мудрецы отнесли эту накшатру к гуне невежества. Выше упоминалось, что ее главным управляющим Божеством является Шива — Бог Тама-Гуны.
Элемент эфира доминирует в Уттарабхадрападе, поскольку она принадлежит к последней группе накшатр, начиная с Джаништы. Ее отношение к элементу эфира очевидно благодаря мудрости и всеобъемлемости.
Рассматриваемая накшатра относится к человеческому типу накшатр — Манушье. Это говорит о том, что Уттарабхадрапада увлечена мирскими делами, хотя и относится к другой более тонкой сфере бытия. Накшатра формирует мост между астральной, каузальной и физической сферами бытия, привнося высокие вселенские истины в материальный человеческий уровень бытия.
Взор этой накшатры устремлен вверх, что объясняется всеобъемлющей природой созвездия. Дела, начатые под влиянием этой накшатры, имеют возможность расти и расширяться со временем.
Характер накшатры неподвижный в соответствии с природой управляющего ею Божества — Ахи Будхньи. Как упоминалось выше, у него постоянный характер, он в прямом и переносном смысле двигается только тогда, когда это абсолютно необходимо.
Накшатра управляет девятью днями в середине месяца Бхадрапады. Как правило он приходится на сентябрь в солнечном календаре.
Уттарабхадрапада также соотносится с Навами (9-й титхи, или лунный день) растущей и убывающей луны.
Тихая, умиротворяющая деятельность; исследования, медитация, развитие экстрасенсорных возможностей и исследование потустороннего мира. Благоприятно давать обещания, обеты и обязательства, включая супружество; начинать строительные работы — дома, офиса и т.д.; финансовые сделки; начинать деятельность, которая требует поддержки других. Благоприятны начинания в сфере искусств; лечение болезней; сексуальная активность; вход в новый дом; выбор имени для детей и организаций; посадка растений, садоводство.
Накшатра — неблагоприятна для путешествий, судебных процессов, решения вопросов с недоброжелателями, а также для действий, которые требуют быстрой стремительной реакции, для игры на бирже и азартных игр. Неблагоприятно также давать деньги в долг, слишком высокая подвижность и большая физическая нагрузка.
Планеты, которые ассоциируются с этой накшатрой: Сатурн, Юпитер, Нептун и Кету. Сатурн — главный управитель этого созвездия. В действительности, эта накшатра является кульминацией сатурнианской энергии, в ней сатурнианские уроки созвездий Козерога и Водолея приобретают настоящую мудрость и прозрение. Роль Сатурна в данном случае — не строгий суровый учитель, а мудрый старец, который учит посредством терпения, упорства и собственного примера. В этой накшатре проявлены наиболее тонкие аспекты действия Сатурна. Временами эта накшатра может дать материальное изобилие в качестве урожая после тяжелой работы в прошлой жизни. У более продвинутых душ это процветание даровано свыше в результате жизни в унисон со вселенной. Это накшатра, в которой Сатурн перевоплощается в Шиву и более не представляется отчужденным, Божеством, приносящим страдания и боль.
Юпитер наделяет эту накшатру свойством расширять. Уттарабхадрапада не верит в границы и содержит в себе все высшие добродетели Юпитера: сострадание, заботу, чувствительность и принятие Божественной воли. Эта накшатра связана с завершающей балансировкой двух энергий Юпитера и Сатурна, двух планет, которые, по мнению некоторых астрологов, являются наиболее важными.
Нептун, как мы знаем, имеет прямое отношение к Божественному океану, который содержит в себе проявленную Вселенную. Уттарабхадрапада, как мы узнали ранее, имеет прямое отношение к этому океану посредством управляющего этой накшатрой Божества — Ахи Будхньи. Уттарабхадрапада — одна из немногих накшатр, которая управляет местом действия жизненного спектакля. В какой-то мере он является режиссером кинофильма под названием «Жизнь». В этом кроется причина того, что рожденные под этой накшатрой часто вовлечены в фильмопроизводство современной киноиндустрии.
Кету относится к духовному аспекту этого созвездия, к аспекту отречения и прозрения. При более близком рассмотрении мы можем заметить, что Кету влияет на путь достижения этой накшатрой духовных целей. Уттарабхадрапада относится к Раджа йоге, которая управляет кундалини шакти и открывает 7 сакральных центров (чакр). Кету — планета, которая имеет прямое отношение к кундалини шакти и седьмой чакре — Сахасраре.
Активные динамичные планеты, такие как Солнце, Марс и Раху, лучше всего себя проявляют в Уттарабхадрападе. Сатурн также хорошо себя здесь проявляет, особенно при аспектах Марса и Юпитера. Юпитер, Меркурий и Венера могут также позитивно проявить себя в соединении с активными планетами.
Соединение Юпитера и Сатурна, а также соединения Кету и Нептуна с Юпитером и Сатурном передают энергию, типичную для этой накшатры. Соединение Сатурна и Кету будет все же более близко накшатре Пурвабхадрападе.
Первая пада относится к звукам «Ду», как в имени «Дурга».
Вторая пада относится к звукам «Тхэ», как в фамилии «Тэтчер».
Третья пада относится к звукам «Джа», как в имени «Джанси».
Четвертая пада относится к звукам «На», как в имени «Наташа».
В алфавите Санскрита Уттарабхадрапада соотносится с буквами «Sha», «Sa», «Ha», соответственно ее мантры: «Ом Шам», «Ом Сам» и «Ом Хам».
Сексуальный тип этой накшатры представлен таким животным как Корова, что указывает на покорное и пассивное сексуальное поведение. Эта накшатра не очень сексуально активна. Тем не менее она может быть заинтересована в сексе с точки зрения практики тантры.
Эта накшатра имеет особое влияние, так как являет собой слияние двух энергий: энергии Вишну, сохраняющего, и энергии Шивы, разрушающего. Это влияние гармонизирует вселенский разум, который зачастую использует энергию разрушения как средство поддержания. Даже Кришна, воплощение Вишну, использовал разрушение (сферу Шивы) для установления порядка.
Эта накшатра относится к седьмой чакре, коронной чакре, самой верхней из семи. Эта чакра является пунктом назначения кундалини, силы змеи, спящей у основания нашего позвоночника. Таким образом, весь символизм накшатры относится к путешествию кундалини из основания позвоночника (что можно сравнить с дном моря) к коронной чакре (поверхности Вселенного океана).
Левый (Ида), правый (Пингла) и средний (Сушумна) каналы соединяются в одну точку, в области третьего глаза. Эти три канала можно сравнить с триадой: Шива, Брахма и Вишну соответственно. Таким образом, накшатра также связана с чакрой третьего глаза (Аджна). Именно в этой чакре балансируются три гуны природы, что позволяет нам понять действие Вселенского Разума. Эта накшатра наделяет мудростью и, как следствие, ментальные, интеллектуальные и эмоциональные потребности. За чакрой третьего глаза следует только один канал, ведущий к коронной чакре. Это означает, что накшатра подготавливает личность к просветлению, выводя ее на единый путь.
Символ подводной змеи часто сравнивается с потоком Млечного Пути. Он указывает на освещенный путь в темноте пространства и наводит на мысль о том, что сборный образ змеи на всех уровнях бытия — это энергия кундалини в наших телах, поток Млечного пути в галактике, Ахи Будхнья во Вселенском Океане.
Уттарабхадрапада — это бездонная темнота пространства, в котором пребывает материальный мир. Это небытие — источник всего. Это то пространство, которое дает ответ на главный вопрос всех мыслителей, ученых, медиумов и философов — как из небытия было сотворено пространство, и что было, когда ничего не существовало.
Эта накшатра имеет отношение к мудрецу Пулаху, одному из семи вселенских мудрецов, которые следят за событиями в нашей Галактике. Имя этого мудреца переводится как «соединяющий пространство». Такое обозначение становится понятным, когда мы вспоминаем тот факт, что Уттарабхадрапада управляет темным пространством, которое вмещает в себе все сотворение.