Уттарапхалгуни — это 12-я накшатра, состоящая из двух весьма разных звезд, известных в современной астрономии как Бета-Льва (Beta-Leonis) и 93 Льва (93-Leonis). Обе они расположены в хвостовой части созвездия Льва. Денебола (в Льва) является одной из ярчайших звезд ночного неба: ее видимый блеск составляет 2,13 звездной величины. 93 Льва, напротив, довольно тусклая звезда c видимым блеском 4,53 звездной величины.
Уттарапхалгуни переводится как «второй [из двух] красноватых» или «второе (т.е. более позднее) фиговое дерево». Пхалгуна — это один из весенних месяцев. Таким образом, мы можем напрямую ассоциировать Уттарапхалгуни со всеми чувствами, пробуждающимися весной. Однако, в отличие от предыдущей накшатры, Уттарапхалгуни больше связана не с началом, а со второй половиной этого времени года.
Главный символ накшатры — две задние ножки кровати. Как и в случае с Пурвапхалгуни, под кроватью понимается не постель, на которой мы спим ночью, а тахта, софа или кушетка, используемая для сиесты или того, чтобы просто поваляться. Уттарапхалгуни и Пурвапхалгуни во многом похожи. В действительности, они составляют пару — первую в последовательности накшатр, — но несмотря на сходство названий, символики, природы и качеств, между ними есть небольшие различия.
Кровать или гамак представляет собой место для отдыха. Тот факт, что Уттарапхалгуни символизируют задние, а не передние ножки кровати, связывает данную накшатру со второй половиной сиесты. Обычно она проходит более активно, поскольку человек мысленно выходит из состояния покоя и готовится к работе.
Итак, по сравнению с Пурвапхалгуни, Уттарапхалгуни в меньшей степени ориентирована на расслабление. Она связана с кем-то, кто, лежа на софе, разговаривает или размышляет, предается созерцанию, либо вовлечен в некую деятельность: пишет, читает, занимается сексом и т.д.
Образ полностью выросшего фигового дерева символизирует реальную способность Уттарапхалгуни давать плоды, в то время как Пурвапхалгуни, представляемая в виде растущего фигового дерева, обладает лишь потенциальной возможностью плодоношения. Другими словами, Уттарапхалгуни — энергия скорее производящая, чем направленная на развлечения, удовольствия и во всем потакающая своим желаниям.
Гпавный покровитель Уттарапхалгуни — это Арьяман, один из 12 Адитьев (солярных божеств). Он отвечает за патронаж, поддержку, благосклонность и доброту. По этой причине основной мотивацией накшатры является оказание помощи или получение помощи от других. Арьяман является воплощением гостеприимства и конгениальности, — качеств, которые делают Уттарапхалгуни культурной, воспитанной, социальной и цивилизованной накшатрой. Она, как и ее покровитель, заботится об этикете и социальных навыках.
Арьяман рассматривается также в качестве божества, придающего особое значение дружбе. Во время ведических ритуалов к нему и Бхаге (божество-покровитель Пурвапхалгуни) или Митре (покровитель накшатры Анурадха) почти всегда взывают одновременно. Неудивительно, что, как и Анурадха, Уттарапхалгуни известна своей способностью заводить и поддерживать дружеские связи. Однако Уттарапхалгуни больше связана с закадычной дружбой «один на один», Анурадха же — с дружественными отношениями в группе.
Арьяман, будучи солярным божеством, перенимает ряд характеристик, присущих Солнцу как астрологической сущности. Он ведет себя как покровитель, но обязательно выходит из себя и действует жестко, когда ему упрямо противоречат.
Большая часть из того, что относится к природе и функциям Пурвапхалгуни, применимо и к Уттарапхалгуни. В остальном, лучший способ понять накшатру — проникнуться качествами, ассоциирующимися с королем планет, Солнцем.
Имена, закрепленные за Солнцем в Ведических текстах, — источник света или просветитель; глава планет; вечно сияющий; лучезарный; показатель души; жестокий и резкий; интенсивный; даритель процветания, здоровья и абсолютного знания — дают ключ к пониманию его основной энергии и атрибутов. Все они характерны и для Уттарапхалгуни.
Солнце есть свет. Это саттвичная планета. Саттва, как известно, — это качество природы, главное стремление которого — способствовать нашему эволюционному развитию путем уравновешивания двух других качеств — Раджаса и Тамаса. Это состояние доброты, которое подразумевает желание и готовность помочь всем и каждому. Солнце одинаково светит и бедняку, и царю и никогда не стесняется отдавать. Также и Уттарапхалгуни легко делиться, проявлять милосердие и доброжелательность, заниматься благотворительностью.
Солнце — это единственная граха, которая генерирует свет, что делает его самым независимым среди остальных грах, лишь отражающих свет Солнца. Независмость — часть его природы и одновременно отличительный признак Уттарапхалгуни. Эта независимость связана с утверждением своей индивидуальности в противовес тому, чтобы быть частью толпы. Большинство из нас склонны подражать другим вместо того, чтобы развивать творческое начало, думать по-своему и иметь свое мнение. Слово «независимый», которое сегодня понимается в его материальном аспекте, на самом деле означает, что обретение знания и осознанности зависит, в первую очередь, от нашей собственной души. Люди с накшатрой Уттарапхалгуни всегда стараются подняться над морем массового сознания. Они не из тех, кто будет менять свою индивидуальность ради того, чтобы всегда соответствовать обстоятельствам.
Общеизвестно, что Солнце символизирует фигуру отца. Это явствует из того факта, что вся жизнь на Земле зависит от Солнца. И подобно любому отцу, Уттарапхалгуни имеет не только благожелательную, дарующую жизнь, но и жестокую, суровую сторону. Уттарапхалгуни — это еще и учитель; тот, кто по сути своей любит поучать и читать нотации, так же как и Солнце, которое может быть пафосным и деспотичным в своих негативных проявлениях.
Большинство из таких воинственных качеств как гневливость, мужество, агрессивность, бесстрашие, стремление побеждать, а также дух соперничества — характерны как для Солнца, так и для Уттарапхалгуни. Однако она, в отличие от другой солнечной накшатры, Криттики, больше склонна прощать и в первую очередь заинтересована в сохранении гармонии и чести, а не окончательной победе. Через Уттарапхалгуни проявляется защитный и питающий аспект Солнца. Она мягкая, но в то же время непоколебимая.
Большая часть Уттарапхалгуни находится в знаке Девы. Эта накшатра является местом встречи энергий Солнца и Меркурия, то есть создает возможность для их смешения. Меркурий, посланник богов, — самая близкая к Солнцу планета. Принц (Меркурий) всегда будет наиболее близок и дорог королю (Солнцу). В действительности Меркурий — это единственная планета, которая не страдает от колоссальной энергии и яркости Солнца, так же как и принц никогда не испытывает страха/трепета в присутствии короля. Вместе они разделяют такие качества как проницательность, интеллект, общая осведомленность, способность к оценке. Таким образом, оба они являются интеллектуальными планетами, но энергия Меркурия более легкая и юмористичная, по сравнению с солнечной. В обязанности интеллекта (Меркурия) входит контроль ума (Луны), но сам он, в свою очередь, управляется душой (Солнцем). Энергия Меркурия может стать легкомысленной и поверхностной, если он не установит надлежащие отношения с Солнцем. Эта ситуация сходна с той, как если бы у посланника не было послания или источника новостей. Солнце является для Меркурия таким источником, из которого тот черпает вдохновение. Солнце же нуждается в коммуникативных способностях Меркурия, поскольку без его помощи не может должным образом выразить себя. Эта причина того, почему провидцы древности восхваляли комбинации Солнца и Меркурия. Смешение энергий этих планет ярко проявляется в людях, родившихся под Уттарапхалгуни.
Как и Солнце, Уттарапхалгуни действует прямолинейно и решительно. Как и Солнце, Уттарапхалгуни готова к служению, но только с позиции главенства. Некоторый аскетизм также является неотъемлемой чертой накшатры. Большинству из нас трудно представить, как король может быть аскетичным. Но древняя ведическая история о царе Янаке, в которой он доказывает почтенному мудрецу, что это вполне возможно, служит нам наглядным примером!
«Он попросил мудреца пронести по всему дворцу зажженную лампу так, чтобы пламя ни разу не погасло. Когда мудрец вернулся, царь спросил его, что он видел во время обхода его огромного дворца. Мудрец не смог ответить, потому что все его внимание было сконцентрировано на лампе. Тогда Янака сказал, что точно также он управляет своим царством.»
Кришна выдвигает похожую доктрину действия без привязанности к его результатам в своей беседе с Арджуной в легендарном ведическом эпосе «Махабхарата». Оба они, и Кришна, и Арджуна были царями и не совсем подходили на роль аскетов.
Благородство и чувство собственного достоинства являются, в первую очередь, характерными чертами Солнца, которые другие планеты не могут реалистично имитировать. Солнцу нет равных в том, что касается сдерживания своего слова или обещания. Оно держит их настолько крепко, насколько редко отклоняется от своего небесного пути. Существует бесчисленное множество историй о «солнечных» людях, которые воплощают собой этот аспект его природы, выраженный и в Уттарапхалгуни. Другое качество, которое выделяет ее среди прочих — это уверенность в себе и своих силах.
Имеет Солнце и коварную сторону, которую большинство астрологов игнорируют, — оно мастер мошенничества и лжи. И с этой стороной Солнца у Уттарапхалгуни много общего из-за сильной связи с трикстером-Меркурием. В старину предполагалось, что цари являются мастерами в 64 искусствах. Ложь, азартные игры, мошенничество входили в их число. Однако, следует заметить, что Уттарапхалгуни старается прибегать к этим «искусствам» ради благого дела. Будучи каракой 9-го и 10-го домов, Солнце тесно связано со следованием дхарме. Уттарапхалгуни заботится о том, чтобы выполнять свои обязанности и порученные задачи. Она всегда серьезно относится к тому, чтобы найти свой путь и следовать им до конца.
Расположенная в гороскопе человека восходящая Уттарапхалгуни дает щедрость, доброту, хороших друзей, благородную репутацию и искусность в работе, а также популярность благодаря надежности и готовности помочь. Физические характеристики наследуются от Солнца, особенно когда рождение человека пришлось на ту часть Уттарапхалгуни, которая относится к созвездию Льва. Солнце описывается как имеющее глаза медового цвета, квадратное тело, крепкие кости и редкие кудрявые волосы. Оно имеет королевскую наружность и не очень высокий рост, взгляд бесстрашный и твердый, цвет лица золотистый или медный. Манера поведения — с чувством собственного достоинства.
Часть Уттарапхалгуни, относящаяся Деве, добавляет к «солнечной» внешности уроженца этой накшатры такие меркурианские черты характера, как гибкость, дружелюбность и чувство юмора, а также стройность и подвижность. Такой человек выглядит и держится скорее как принц, чем как король.
В принципиальной схеме мира Уттарапхалгуни соотносится с «Чаяни шакти» (Chayanishakti) — энергией накопления и процветания. Ее символическое значение — получение благ от собственной семьи и семьи супруга. Это связывает Уттарапхалгуни со всеми типами прибыли от семьи, партнерства и объединений. Одна из обязанностей Уттарапхалгуни использовать получаемые ресурсы должным образом, а также быть щедрым и честным при их распределении.
Уттарапхалгуни считается сбалансированной накшатрой. Это довольно очевидно, учитывая природу ее управляющего божества — Арьямана. Существование гармоничной личности, обладающей социальными навыками, добротой, состраданием и дружелюбным отношением к другим живым существам, необходимо. В некотором смысле Уттарапхалгуни является отражением знака Весы во всем, что охватывается термином «баланс». Единственное отличие состоит в том, что Уттарапхалгуни скорее держится за ось вращения, фиксированный центр весов, в то время как Весы вечно погружены в поиск равновесия и гармонии.
Эта накшатра принадлежит к касте кшатриев (касте правителей и воинов) и дает заинтересованность в социальной жизни, а также в том, как направить свою энергию на достижение благородных целей. Также она внушает заботу о достижениях на материальном плане, а потому человек может занимать позицию власти или силы. Повторимся — кшатрийские качества накшатра получает благодаря связи с кшатрийской планетой — Солнцем.
Это женская накшатра. Такая классификация может вызывать недоумение, поскольку обе управляющие планеты и божества — мужские. Однако в ней можно увидеть смысл, если принять во внимание тот факт, что большая часть накшатры находится в женском знаке Девы. Уттарапхалгуни, как мы обсуждали ранее, связывается с такими преимущественно женскими качествами, как изящество, доброта, доброжелательность, внимательность и чувствительность.
Губы, половые органы, левая рука (кисть).
В первую очередь, это вата-накшатра («воздушная»). Единственной причиной, по которой произведена такая классификация, можно назвать то, что большая часть накшатры лежит в вата-знаке Девы. Меркурий, управитель Девы, также считается в первую очередь вата-планетой. Однако, мы можем предположить, что та часть Уттарапхалгуни, которая находится в знаке Льва, будет обладать, скорее, характеристиками питта-доши.
Два направления, с которыми накшатра связана наиболее сильно, — это восток и юг.
Первая пада, попадает в навамшу Стрельца, управляемого Юпитером. Эта пада связана с юпитерианской стороной солнечной природы. Это похоже на соединение Юпитера и Солнца в гороскопе и дает сильную этическую натуру со способностями к консультированию. Планеты, расположенные в этой паде, дают благоприятные, явные результаты до тех пор, пока они находятся в хорошей Шаштиамше.
Вторая пада попадает в навамшу Козерога, управляемого Сатурном. Эта пада близка по своим свойствам к соединению Солнца, Меркурия и Сатурна — дает выдающиеся организаторские способности. Планеты, расположенные в этой паде, как правило, дают хорошие результаты на материальном плане и дают практичную, трудолюбивую натуру.
Третья пада попадает в навамшу Водолея, управляемого Сатурном. Эта пада связана с филантропической стороной Уттарапхалгуни. Ключевое слово здесь — служение. Интеллектуальные способности острые и обычно используются на благо общества. Планеты, расположенные здесь, склонные работать в стиле Робин Гуда.
Четвертая пада попадает в навамшу Рыб, управляемого Юпитером. Эта пада близка по своим свойствам к соединению Солнца, Меркурия и Юпитера. Поэтому интеллектуальные способности всегда используются для того, чтобы увидеть картину в целом и устанавливать связь с другими людьми. Здесь найден баланс между маленьким и большим, материей и духом, Девой и Рыбами. Поскольку это пада Пушкара-навамши, планеты, расположенные здесь, дают сильные, благоприятные результаты как на материальном, так и на духовном плане.
Творчески мыслящие художники, музыканты, артисты эстрады, суперзвезды и мужские секс-символы, менеджеры, всевозможные лидеры и публичные фигуры, как, например, звезды спорта, лица, занимающие высокое положение и почитаемые окружающими, работники медиа- и развлекательной индустрии, священники, главы организаций, мафиозные доны, учителя и проповедники, филантропы, астрологи, брачные консультанты, сексопатологи, люди, чья профессия связана с Организацией Объединенных Наций, международные дипломаты, отцы-основатели и другие патриотические фигуры, банкиры и кредиторы, социальные работники, профессиональные советчики в любых областях.
Уттарапхалгуни крайне гибка в отношении выбора профессии и позволяет заниматься самыми различными видами деятельности при условии, что человек будет занимать руководящую должность.
Леса, сады, поместья, общественные и правительственные здания, стадионы, концертные залы эстрады, резиденции богатых и известных людей, дворцы, башни, большие залы, игровые площадки, соборы и другие величественные здания, ассамблеи, здания Организации Объединенных Наций, библиотеки.
Накшатра относится к группе раджасичных накшатр. Не имеет смысла подробно говорить об этом, поскольку Уттарапхалгуни изначально описывается как активная, энергичная накшатра.
Она принадлежит к элементу Огня. Это, как мы видим, имеет много общего с ее планетой-управителем — Солнцем и солярным божеством-покровителем Арьяманом.
Это манушья-накшатра, т.е. человеческая. Уттарапхалгуни, как мы обсуждали ранее, принимает крайне активное участие в мирских делах, на земном плане. Все общечеловеческие ценности, такие как семья, общество, дружба и пр. находят свое выражение через Уттарапхалгуни. Таким образом, она является вестником культуры и цивилизованности.
Это нисходящая накшатра. Благодаря своей постоянной природе она является наиболее подходящей для закладки фундамента. Связь с фундаментами и поддержкой в любых проявлениях делает ее нисходящей накшатрой. В строительстве Уттарапхалгуни всегда будет больше связана с камнем, заложенным в основание строения, или с фундаментом в целом.
Это Дхрува-накшатра (постоянная, фиксированная). Несмотря на свои способности к восприятию и дружелюбие, Уттарапхалгуни довольно постоянна в своих мыслях, мнениях и действиях. Возможно, это является причиной того, почему на нее всегда ссылаются. Она не склонна избегать клятв и удовольствий, особенно тех, которые связаны с дружбой. Очевидно, подобное постоянство происходит из ее солнечного аспекта.
Накшатра связана со второй половиной лунного месяца Пхалгуна, который обычно соотносится с мартом.
Уттарапхалгуни также связана с Двадаши (12-й титхи, или лунный день).
Благоприятна для сексуальной активности и заключения брака; в целом благоприятна для создания вещей, имеющих продолжительную природу — организаций, обществ и т.п.; хороша для того, чтобы иметь дело с высшими авторитетами, применения административных мер всех типов, покупки собственности или вхожения в новый дом в первый раз; открытий, инаугураций и клятв; обещаний; проведения священных церемоний и ритуалов; надевания новой одежды и украшений; благотворительности; деятельности, связанной с карьерой, исполнения отеческих обязанностей; деятельности, требующей такта и дипломатичности.
Окончания любых типов, жесткие формы взаимодействия — конфронтации, возмездия или общение с врагами; неблагоприятна для одалживания денег, если вы ожидаете получить их обратно.
Солнце. Солярный аспект природы проявляется в одной из предыдущих накшатр, Криттике. Уттарпхалгуни связана с процессом воздействия Солнца на материальный мир, процессом организации им материального мира, так же как солнечные лучи могут приготовить еду на солнечной плите. Солнечное начало явно проявляется как сила воли в Криттике, а в Уттарапхалгуни, при помощи Меркурия, оно принимает форму интеллекта.
Меркурий связывается с Уттарапхалгуни в силу того, что большая часть накшатры находится в Деве — знаке, управляемом Меркурием. Уттарапхалгуни всецело посвящена объединению души и интеллекта. Под влиянием этой накшатры солнечная энергия направляется на текущую практическую работу в целях достижения определенных целей, которые душа поставила перед собой, и одновременно — на помощь другим. Так же как жизнь на нашей планете зависит от солнечных лучей, мировое сообщество и наша цивилизация подчиняется руководству данной накшатры.
Соединение Солнца и Меркурия в гороскопе дает энергии, похожие на энергии Уттарапхалгуни. Друзья Солнца, такие как Луна, Меркурий, Марс и Юпитер чувствуют себя в ней хорошо, в то время как Венера, Сатурн, Раху и Кету чувствуют себя стесненными. Особенно Венера, поскольку в части накшатры, относящейся к Деве, она дебилитирует.
Первая пада накшатры соотносится со слогом «Тэй», как в слове «Тэйлор».
Вторая пада соотносится со слогом «То», как в слове Tohnamah.
Третья пада соотносится со слогом «Па» как в слове «Паскаль».
Четвертая пада соотносится со слогом «Пи» (звук «и» долгий), как в имени «Питер».
В алфавите санскрита Уттарапхалгуни соотносится с «Чха» (Chha) и «Джя» (Ja), и следовательно ее мантрами являются «Ом Чхам» (OmChham) и «Ом Джям (Джяхм)» (OmJam (Jahm)).
Животное, с которым ассоциируется накшатра в сексуальном плане, — это корова, что свидетельствует о ее питающей, пассивной природе. Хотя Уттарапхалгуни обладает и благородными качествами, говорится, что она дает скандальную репутацию из-за сексуальных приключений. Эта накшатра несет в себе элемент авантюризма, который склонен проявляться в большей степени в сексуальном плане.
Интересный факт об Уттарапхалгуни заключается в том, что она наиболее сильно связана с видимым физическим Солнцем нашей Солнечной системы, восход которого мы наблюдаем каждое утро. Физическое тело нашего Солнца начало формироваться примерно 5 млрд лет назад, но истинная каузальная сущность Солнца, известная как Вивасван, не могла войти в него до более позднего момента, так же как астральное тело может войти в физическое только после того, как эмбрион достигнет определенной стадии развития. Это объясняет тот факт, что не каждая звезда имеет свою солнечную систему, в которой есть жизнь! Только те звезды, которые заключают в себе астральную, или каузальную, сущность, потенциально способны породить жизнь.
Имена 11 братьев Солнца, родившихся от союза мудреца Кашьяпы и его жены Адити (является божеством-управителем накшатры Пунарвасу, ее имя на санскрите означает «бесконечное пространство»): Арьяман, Дхатра, Тваштар, Пушан, Савитар, Митра, Варуна, Амаса, Бхаса, Вишну и Шакра. Как мы видим, большинство из этих солярных божеств сязаны с накшатрами, — Арьяман с Уттарапхалгуни, Митра с Анурадхой (17-я накшатра), Пушан с Ревати (27-я накшатра), Савитар с Хастой (13-я накшатра), Тваштар с Читрой (14-я накшатра), а Варуна — с Шатабхишей (24-я накшатра).
Тот факт, что первая четверть этой накшатры находится в созвездии Льва, говорит о ее царственной, авторитарной стороне. Солнечная энергия в ней удваивается. А поскольку остальные три четверти лежат в меркурианском знаке, интеллектуальные склонности наблюдаются среди характерных особенностей этой накшатры. На духовном уровне главной целью накшатры является гармонизация интеллекта (Меркурий) и души (Солнце), что способствует эволюционному росту и одновременно приносит выгоды на материальном плане. Эта накшатра связана с кульминацией процесса индивидуализации, поскольку в нее входят последние градусы созвездия Льва. Предполагается, что после окончания процесса индивидуализации, частное начнет служить общему целому. Аспект служения привносит знак Девы, традиционно ассоциируемый со служением.
Характеристики, приписываемые числу 12 в нумерологии, в основном порождаются природой и функциями накшатры. Уттарапхалгуни формирует мост между числами 5 и 6, а также 11 и 12.
Накшатру можно представить в виде египетского сфинкса, являющегося символом гармонизации энергий знаков Льва и Девы. Она связана с историческим периодом, длившимся около 10,5 тыс. лет до н.э., когда точка весеннего равноденствия переходила из знака Девы в знак Льва. Многие верят, что это было время великих потрясений и перестройки, поскольку последний Великий Потоп был примерно в те времена. Такова иллюстрация важности данной накшатры для жизни человечества на земле.
Накшатра связана с Пуластьей — одним из семи божественных мудрецов, присматривающих за тем, что происходит в нашей галактике. Имя мудреца переводится как «Имеющий гладкие (прямые) волосы». Термин «гладкие волосы» может быть связан с волосами сложной, утонченной и искушенной натурой мудреца, о котором идет речь, которая будет хорошо резонировать с основными качествами накшатры!